Детский остров без соблазнов и оргазмов

Федор Смирнов,
аналитик Info.nic.ru

«Хороший контент – это как профилактика и физкультура они хороши, когда пациент здоров»
Игорь Ашманов

Заявка на домен .ДЕТИ оказалась одной из самых заметных среди российского «багажа» программы New gTLD. О своих планах по созданию детского домена Координационный центр национального домена сети Интернет заявлял уже давно, а в апреле 2012 года появились детали, и началось активное продвижение этой идеи. Созданием нового домена для детей занимается фонд «Разумный интернет», учрежденный решением КЦ.

Напомним, что речь идет об инициативе Международной корпорации ICANN по массовому запуску доменов верхнего уровня. По итогам первого раунда собрано почти 2000 заявок на новые домены, восемь из которых содержат российский след. Многие из этих доменов могут стать реальностью для пользователей уже в 2013 году. В том числе, инициатива .ДЕТИ, которая представляет собой «платформу, объединяющую русскоязычный детский интернет и защищающую его от внешних вызовов».

В отличие от популярной в последнее время идеи «черных списков», концепция .ДЕТИ делает ставку на объединение «хороших» интернет-ресурсов в отдельно взятом домене. Идея построения «островного Интернета» на принципах добровольности, качественного контента и гуманизма вызывает общее одобрение. Вопрос, как обычно, только в реализации. Другими словами, на какой остров попадут наши .ДЕТИ?

Островная терапия против детских болезней

Детские темы почему-то вызывают у взрослых излишний пафос. О домене .ДЕТИ сказано много высоких слов, которые дают самое общее представление об идее, но совсем не позволяют заглянуть в детали. По словам Андрея Колесникова, директора КЦ, на этом домене появится «уникальный проект «детского Интернета», где маленькие граждане России смогут получать полезную и интересную для них информацию, при этом будут защищены от негативного контента».

Каким же образом? Домен .ДЕТИ, в отличие от всеядных .RU и .РФ, будет объединять тематические ресурсы, которые пройдут серьезный отбор и премодерацию. Это позволит сформировать «белый список», которым смогут пользоваться дети, родители, педагоги и все желающие.

«Дети — это в первую очередь люди со своим кругом интересов, — прокомментировал идеологию проекта Илья Переседов, исполнительный директор фонда «Разумный интернет». — И чаще всего на сайты с неподходящим контентом они попадают не потому, что их этот неподходящий контент интересует, а потому, что они увидели ссылку/картинку/рекламный текст и ткнули на нее из любопытства».

Новый домен, по словам представителя фонда, позволит оградить детей от провокаций со стороны владельцев «взрослых сайтов». Если у нас есть детские книги, аттракционы, питание, то должен быть и детский Интернет, ориентированный на развитие профильных ресурсов, — считают создатели домена .ДЕТИ.

С этими аргументами сложно спорить: маленьким пользователям действительно нужен качественный контент, соответствующий их возрасту и интересам. Пока одни пытаются зачистить «большой» Интернет от скверны с помощью фильтров, другие – развивают позитивный контент и детские интернет-площадки.

Вот только: причем здесь доменные имена? Детские ресурсы с разумным-добрым-вечным появились задолго до появления концепции детского домена и продолжают успешно развиваться. По сути, домен верхнего уровня – это всего лишь способ собрать такие ресурсы воедино, чтобы построить «профильную интернет-среду». Для этого потребуется большое желание со стороны создателей детских сайтов и просто огромное желание – со стороны пользователей. С другой стороны, наличие домена верхнего уровня существенно облегчает задачу фильтрации детского контента для родителей и педагогов: можно будет не фильтровать отдельные сайты, а просто разрешить ребенку доступ лишь на ресурсы в единственном домене, не беспокоясь о контенте, который ребенок может получить здесь. В свете грядущего кардинального изменения мирового доменного пространства, когда количество доменных имен может возрасти в несколько раз, такое решение – создание русскоязычного Интернета для детей на отдельном домене верхнего уровня – представляется вполне логичным. Главное, чтобы детские ресурсы прониклись идеей объединения на одном «острове» и создания полноценного детского Интернета.

Критическое значение контента подчеркивает и Илья Переседов: «Главная задача для детского доменного пространства – наполнение его интересным и полезным содержанием. Сайты туда будут отбираться достаточно строго, над этим будет работать пул независимых экспертов. В идеале должен получиться своеобразный детский «интернет-остров», где детям и подросткам будет комфортно и безопасно».

Уже сейчас очевидно, что населить этот остров сайтами и пользователями будет намного сложнее, чем добиться делегирования .ДЕТИ в ICANN. «Как загнать туда [в детский Интернет] детей, чтоб они потом ходили туда по доброй воле, при наличии рядом обычного, большого, волосатого и грязного Интернета?», — задается вопросом Игорь Ашманов в своей колонке на «Роеме». Мне кажется, готового ответа не было и нет ни у одного из создателей детских доменов. А попыток объединить детей в рамках домена верхнего уровня было предостаточно.

В нашем творчестве нет римейков? 

«Это первый в мире проект. Никогда раньше ничего подобного не делали», — можно прочесть на сайте фонда «Разумный интернет», подавшего заявку на домен .ДЕТИ. Первый в мире на домене верхнего уровня – стоило бы добавить здесь, так как попытки создать отдельный детский Интернет уже были.

В 2000 году в  ICANN поступило 4 заявки на домен .KIDS, который должен был стать технической основой детского Интернета. Идея объединить детские интернет-ресурсы и обезопасить детишек от негатива овладела сразу несколькими организациями. Кстати, в их числе оказалась и ICM, нынешний администратор порнодомена .XXX.

В 2002 году детьми в Интернете занялись на государственном уровне в США. Конгресс принимает специальный законодательный акт о создании «детского доменного пространства» в американском национальном домене .US. Проект KIDS.US стартовал в июне 2003 года периодом sunrise, когда детские домены могли присмотреть себе владельцы брендов. Достаточно взглянуть на позиционирование этого проекта, чтобы понять, что концепция .ДЕТИ перекликается с идеями создателей KIDS.US. «Первое и единственное веб-пространство, созданное правительством США, которое содержит дополнительные технические и операционные механизмы, ограничения на уровне правил для защиты детей онлайн», — значится в FAQ.

Увы, детский Интернет в США так по-настоящему и не заработал. 29 июля 2012 года проект KIDS.US был закрыт. В качестве официальных причин закрытия были названы большое количество высококачественного контента для детей и подростков, который уже доступен в «большом» Интернете; появление инструментов с функцией «родительского контроля» и прочие изменения. По разным оценкам, в домене KIDS.US насчитывалось не более 100 регистраций.

В фонде «Разумный интернет» считают, что у американского детского домена было две основных проблемы. С одной стороны, высокая стоимость регистрации и поддержки ($150 за регистрацию доменного имени и $250 за работу цензоров). С другой, слишком строгий отбор сайтов, когда главной задачей становилось не допустить в интернет-пространство опасный контент. «Мы же ставим во главу угла именно наполнение этой доменной зоны интересным для детей контентом, причем ориентированным на разные возрастные группы. Понятно же, что то, что интересно трехлетнему ребенку, вряд ли заинтересует 13-летнего», — подчеркнул Илья Переседов отличия домена .ДЕТИ.

Кстати, детская тема не чужда и другим охотникам за доменами верхнего уровня в ходе первого раунда программы New gTLD. На все тот же .KIDS претендуют Amazon и DotKids Foundation Limited, а Google надеется получить домен .KID.

Архипелаг .ДЕТИ, прогноз продаж

Несмотря на социальный характер инициативы .ДЕТИ, сам домен планируется сделать доходным. То есть ни на какие бесплатные регистрации рассчитывать не приходится. По словам исполнительного директора фонда «Разумный интернет» Ильи Переседова, стоимость регистрации будет сопоставима с доменами .RU и .РФ, а вырученные средства будут вкладываться в развитие детского Интернета.

Более того, новый домен должен заинтересовать коммерсантов из детского сегмента, которые получат таргетированную аудиторию. То есть детское доменное пространство не будет целиком состоять из познавательных и развлекательных ресурсов, туда пустят интернет-магазины и прочие небескорыстные проекты.

«Как бы парадоксально ни звучало, но это домен не для детей, а для взрослых — еще одна фишечка в маркетинге детских товаров и услуг», — именно так проект .ДЕТИ оценивает Дмитрий Денискин, представляющий регистратора «Регги Бизнес». Домен может оказаться хорошим решением для брендинга под целевую аудиторию: пользователи охотнее кликнут на такой сайт в поисковой выдаче, если хотят сделать покупки для своих детей.

Умеренный оптимизм своего коллеги не разделяет другой участник российского доменного рынка — Илья Поярков (i7.RU). «Для данной зоны не получится построить узнаваемый бренд, достаточный для того, чтобы e-commerce инвестировал деньги в новые проекты на базе .ДЕТИ или полностью перенес текущие», — рассказал он в интервью «Инфоцентру».

Оба эксперта не верят в интерес домейнеров к детскому проекту на кириллице. Слишком узкая направленность нового домена, русский язык и свежая память о потерях в .РФ отпугнут инвесторов и спекулянтов. Однако сам по себе сегмент детской интернет-торговли выглядит привлекательным: на детях не принято экономить, сидящие дома мамы совершают немало покупок просто от скуки и, наконец, детские бренды уже вовсю окучивают Рунет.

Конечный результат будет сильно зависеть от того, как много проектов «Разумному интернету» удастся обратить в свою веру. В решении этой задачи фонду, вольно или невольно, помогает российское государство, которое в последнее время буквально грезит проблемами педофилии и интернет-клининга.

info.nic.ru

 

Поделиться: