Принципы подготовки волонтеров для просветительских занятий о безопасном Интернете

Одна из очевидных идей, приходящих при размышлении о безопасности детей в Интернете, заключается в создании некоего отраслевого аналога всесоюзного общества «Знание», работавшего в учебных и социальных учреждениях с детьми, научно и культурно просвещая их. Тема безопасного Интернета сама по себе достаточно понятна, есть серьезные наработки, доступно множество публикаций. Вопрос в волонтерах и в понимании того, что они могут и что с ними делать.

О волонтерах

 Сразу остановлюсь на одном важном мифе, ставшем причиной многих недоразумений. Миф состоит в том, что волонтерские организации — это аналог биржи труда, где некоторые потенциальные бездельники просиживают штаны, ожидая направления на любые виды работ. Стоит только позвонить в такую организацию, как к вам приедет бесплатная рабочая сила. Призываю, не только забыть о таком совершенно неадекватном взгляде на волонтерство, но и стать активными проповедниками иного, истинного положения дел.

Волонтеры — это такие же люди, как и мы. У них есть, работа (учеба), семья, хобби, друзья и т.д. Они могут уставать, болеть, грустить, обижаться, радоваться и любить. Более того, по сути каждый из нас потенциальный волонтер. Возможно ли сейчас всех нас направить чистить улицы, как волонтеров? Возможно ли всех отрядить помогать медперсоналу в больнице? Не думаю. Понятно почему. Волонтер на то и доброволец, что идет помогать именно там куда влечет его сердце, помогать именно так, как может. Как правило в среде волонтерских организаций доброволец — это человек уже определившийся с своим служением. Это такой человек, чье сердце уже откликнулось и он уже решил отдать часть своих сил, своих умений и своего времени. Волонтеров висящих в вакууме не существует.

 Важно понимать, что волонтер — однозадачен. Более того, задача должна быть поставлено четко и ясно. Он мало за что отвечает. Его труд должен быть организован. Чтобы куда-то привлечь волонтеров — их надо сначала привлечь к себе, подготовить, поставить задачу, дать ресурсы, организовать помощь и поддержку и только потом направить на какое-то дело.

 Итак, чтобы создать небольшую группу добровольных помощников, необходимо не только иметь возможность массово кинуть клич и объяснить, что мы делаем, надо стать модератором этого процесса и иметь для этого соответствующие навыки, главные из которых — это включенность в работу с детьми по теме Интернета, креативность в области педагогических методов и умение работать с теми, кто тебе ничем не обязан.

Что могут делать волонтеры?

 Скажу сразу, что эта тема для меня не новая. Мне довелось с 2000 года участвовать самому и организовывать волонтерскую работу в детском наркологическом диспансере и других учреждениях. То, о чем только начинают говорить в отношении детей и интернета в некоторых вопросах уже давно прожито и пройдено профильным сообществом в области зависимостей. То, что я вынес годы работы, так это несостоятельность запретительных и репрессивных мер, а так же пагубность отказа от диалога.

 Исходя из сказанного выше, мы понимаем, волонтеры не могут все, как оловянные солдатики ходить строем и быть идентичными в своей работе. Они работают так, как им нравится и как они умеют. Значит, задача просветительской работы не может быть жесткой и закрытой. Волонтеры, понимая общую цель и обладая базовыми знаниями, сами вместе с нами могут решить, как и что они непосредственно могут делать.

 Палитра умений волонтеров — широчайшая. Главное найти индивидуальный подход. Помогать может и девушка ничего не понимающая в технической и математической стороне вопроса, но хорошая художница. Помогать может и бородатый пятидесятилетний дядя, специалист по ядерной физике. Если каждый из них будет работать по совести, по интересу, то и детям будет интересно.

 Итак, о какой же цели идет речь? Если речь о безопасном Интернете, задача прежде всего нравственная и она состоит в том, чтобы научить детей, хоть чуть-чуть, отличать добро от зла и обращаться за помощью к близким и к профессионалам в случае сомнений и опасности. А достичь это возможно только через доверительные отношения. Следующая за этой инструментальная задача – просветительская — ради повышение интернет грамотности, помощи в освоении конкретных навыков или сайтов или интернет инструментов.

Как достичь?

 Я абсолютно уверен, что обеспокоенных нашей темой и желающих помогать много. Их надо только правильно пригласить, обучить, организовать труд, организовать помощь и поддержку.

 Для нас понятно, что Интернет — это часть жизни, что он подобен системе городских улиц. Людям необходимо передвигаться, перевозить товары и грузы. Людям так же необходимо передавать информацию и общаться. И улицы и Интернет таят в себе опасности. Но опасности – не повод отказаться от улиц и Интернета.

 Первое что надо донести до волонтеров, что мы боремся не с Интернетом, наша задача – научить ориентироваться, оценивать происходящее нравственно, дать навыки доброго пользования. Если волонтер не разделяет такого подхода, его не стоит пускать к детям. Тем более не стоит пускать тех, кто имеет желание действовать репрессивно, с позиции «истины в последней инстанции», кто желает контролировать личное пространство ребенка. А мне известны случаи, когда горе-проповедники безопасного Интернета предлагали детям предоставить свои логины и пароли от почты и социальных сетей.

 Второе, волонтер должен четко понимать не только указанную задачу, но и свои силы и свою компетенцию и, что очень важно, свои границы в отношении родных, учителей и т.д. Он всего на всего волонтер – человек видящий ребенка в лучшем случае пару часов в неделю на каком-то этапе, в худшем – пару часов в жизни. Если доброволец не готов находиться в сотрудничестве со всеми, от кого так или иначе зависит жизнь ребенка, его не стоит допускать к детям.

Третье, волонтер должен разделять наше понимание, что в отношениях с ребенком действовать можно и нужно на в той области, что самая устойчивая и глубокая — это личное отношение, доверие и личный пример. С древности мы знаем поговорку: словеса опровергаются словесами, но чем опровергается жизнь? Страшилки, угрозы, нотации, нравоучения – все это ерунда. Если волонтер сможет пробудить доверие ребенка, сможет стать для него своего рода другом и авторитетом, то только в этом случае задача будет решена.

 Четвертое, с нашей стороны необходимо дать волонтерам прикладные знания об опасностях в Интернет, раскрыть особенности Интернет-общения. Важно организовать консультации для волонтеров и по профильным, педагогическим и психологическим вопросам. Но для меня – это техническая тема.

Пятое, пожалуй, самое сложно — суметь найти с каждым волонтером тот формат, что близок ему, что он сможет делать. Пусть девочка художница найдет свой способ, а дядя физик свой. Дети рады не оттараторенной программе, а искренности и творчеству.

Если все сказанное, так или иначе, кто-то разделяет и готов сделать, то это и есть та принципиальная основа на которой можно строить волонтерскую работу. А о конкретных практических шагах я всегда готов рассказать, поделиться опытом.

Юрий Белановский, руководитель социальных проектов фонда «Разумный Интернет»

Поделиться: