Детский домен обсудили на RIGF

25 апреля 2013 года в Москве в рамках Четвертого российского форума по управлению интернетом прошёл круглый стол на тему «Как создать детскую площадку в интернете?», организованный фондом «Разумный Интернет». В дискуссии приняли участие ведущие российские и зарубежные эксперты интернет-отрасли, представители государственных структур и общественных организаций. 

Открывая встречу, директор фонда «Разумный Интернет» Владимир Мамонтов обозначил концепцию детской доменной зоны: «Каждый пользователь может быть уверен — внутри виртуальных границ зоны он будет в безопасности. По нашему замыслу, в пространство зоны попадут не столько стерильные и не только безопасные, сколько содержательно, творчески, эмоционально состоятельные проекты

Художественный руководитель проекта «Смешарики» Анатолий Прохоров рассказал о роли интернета в социализации современных детей. С его легкой руки в лексикон участников и слушателей круглого стола вошёл термин «новые дети». Практически все участники дискуссии коснулись этого вопроса. Действительно ли все современные дети — «новые»? Как быть с традиционными методами воспитания? Запрещать или разрешать доступ к интернету?

Джон Карр (John Carr), один из ведущих мировых экспертов в сфере «детского интернета» и новых технологий, связанных с этой областью, дал свой ответ на эти вопросы. Он рассказал об интернет-политике Великобритании, коснулся проблемы открытого wi-fi в общественных местах и посетовал, что контролировать доступ к интернету трудно. По его мнению, единственная возможность, чтобы хоть как-то оградить детей от опасного контента, нужно выключить wi-fi во всех сетевых заведениях. «В Великобритании ни один ребенок не сможет выйти в интернет из Макдональдса или из кофейни Старбакс», — сказал эксперт.

Евгений Бунимович в ответ пошутил, что если вынести вопрос о закрытии доступа к wi-fi в сетевых кофейнях на обсуждение, то с большой вероятностью закроют и доступ к wi-fi, и сетевые кофейни и на всякий случай движение по Тверской.

Евгений Бунимович — Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, автор многих школьных учебников, задачников и методических пособий, с 1997 по 2009 — депутат Московской городской Думы трех созывов, председатель комиссии  по науке и образованию.

В своем выступлении он коснулся «Конвенции о правах ребенка» и заметил, что в ней говорится не о запретах, а о возможностях и правах детей. Согласно этому документу, под которым подписались все члены ООН, ребенок имеет право свободно искать информацию и выражать свое мнение. Конвенция не допускает вмешательства в личную жизнь детей, в том числе, охраняет тайну их корреспонденции. «Новым детям» сегодня и так непросто: они постоянно на виду у родителей — электронные дневники, мобильные телефоны, видеосвязь. Задача общества не в том, чтобы ограничивать детское любопытство, но в том, чтобы направить его. Детей нужно учить пользоваться свободой — свободой искать и находить.

«Дети с большим удовольствием учат историю по компьютерным играм, чем по учебникам. Взрослым нужно осваивать новые коммуникации для того, чтобы говорить с новыми детьми на одном языке», — заключил Уполномоченный по правам ребенка

Галина Солдатова, директор Фонда Развития Интернет, рассказала о новом направлении исследований фонда — цифровой компетенции и представила интересную статистику. Оказывается, только 34% детей и 31% взрослых можно назвать грамотными в этом смысле. Интернет — это точка соприкосновения детей и взрослых. Это значит, что нам самим нужно меняться, менять подходы к воспитанию. «Лучшая защита, лучшая возможность использовать ресурсы сети – это цифровая компетентность».

«При всех индексах компетентности, — ответил Олег Ульянский, директор портала Tvidi.ru, — дети сейчас действительно другие. Они все время играют. Через игру они выучивают английский язык. Если мы действительно говорим об управлении интернетом, то самое лучшее, что можно сделать – это заняться детскими медиа».

Директор детского портала-миллионника призвал создавать условия для создания детского интернет медиа бизнеса и напомнил, что самый успешный холдинг в мире – компания «Дисней».

«Детский контент в интернете может развиваться только по законам медиа бизнеса», — заключил Ульянский.

rigf1Герман Клименко, создатель и руководитель проекта Liveinternet.ru, объединивший в 2003 году счетчик статистики rax.ru и сервис дневников li.ru, представил на круглом столе доклад «Интернет в цифрах».

Согласно данным эксперта, в Рунете около 11 млн детей и в основном они проводят свое время в социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники.ру и на ресурсах, где можно подготовиться к урокам. Детей интересуют знакомства, образование, литература, спорт, а порнографией интересуется всего 11%.

«Можно показательно бороться с педофилами в интернете. Я хорошо умею искать, но я не нашел в интернете детской порнографии, — говорит Герман Клименко. — Мое мнение, что нужно бороться с смс-лохотронами и агрессивной рекламой».

Руководитель ряда исследовательских проектов в сфере социологии образования и социологии детства Игорь Задорин заметил, что «разумный интернет — тот, который продолжает реальную жизнь, а не заменяет ее, поэтому главная задача — повысить ответственность в интернете».

Марк Сандомирский ответил, что в основном интернет разумным не является. Взрослые, находясь в сети, ведут себя не вполне разумно, а переключаются в состояние ребенка. Это называется «возрастная регрессия».Что же говорить о детях, что же нам требовать от детей, если родители ведут себя в интернете как дети?

Марк Сандомирский  психотерапевт Европейского реестра, к.м.н., преподаватель Института групповой и семейной психологии и психотерапии, член Совета по психотерапии и консультированию РФ и комитета модальностей Профессиональной Психотерапевтической Лиги, эксперт ГД РФ 5 созыва.

Он рассказал о стратегических моментах влияния интернета на психологию будущих поколений. Новые дети – не такие как их сверстники прошлых поколений. Это явление носит название «цифровой психоморфоз». Чем больше времени ребенок социализируется в онлайне, тем больше трудностей он испытывает в общении в реальной жизни. Для большинства новых детей характерно «цифровое» или «клиповое мышление», характерными особенностями которого являются поверхностность в суждениях и способность к быстрым обобщениям.

«Если ничего сейчас не предпринять, то когда современные новые дети подрастут, их мышлением будут управлять британские ученые», — посетовал эксперт.

Цифровая реальность также воздействует на память. Зачем запоминать, в каком году Колумб открыл Америку и где вообще эта Америка находится, если можно посмотреть в Википедии и на Яндекс-картах?

Марк Сандомирский благословил домен .ДЕТИ: «Хорошо, что появляется специальная детская зона в интернете, где дети смогут развиваться гармонично. Для ее популярности важно, чтобы созданием контента занимались массы пользователей, дети вместе с родителям, на основе краудсорсинга. У новой зоны есть все данные, чтобы стать местом встречи детей и родителей».

В заключении круглого стола Владимир Мамонтов сказал, что приступать к созданию детского интернета нельзя с холодным сердцем и поблагодарил всех участников.

Поделиться: