Олег Ульянский: «.ДЕТИ – точка роста детского бизнеса»

Своими размышлениями о детской доменной зоне как пространстве для бизнеса поделился директор популярного детского портала Tvidi.ru – Олег Ульянский.

Какие детские сайты могут приносить реальную прибыль?

В Интернете есть несколько способов монетизации аудитории. Один способ – самый распространённый – это медийная монетизация, т.е. реклама. Соответственно, могут приносить прибыль те сайты, которые ориентированы на большую детскую аудиторию, такие как, например, Tvidi.ru. Потому что рекламодателей не интересует маленькая детская аудитория.

А какой другой способ?

Другой способ – это прямая монетизация пользователей. С пользователей за что-то берут деньги – за какие-то виртуальные услуги и товары, за качественный контент, за продуманные сервисы. И мы знаем, что примеров таких сайтов в мире очень много. В России такой проект тоже есть, это Шарарам (Смешарики).

Это в общем-то закрытые виртуальные вселенные?

По-разному. Бывают так называемые фримиум-модели или «free to play». Когда ребёнку какие-то опции доступны бесплатно, какие-то – платно. Допустим, у нас на Твиди всё доступно бесплатно, но ему для активности нужна виртуальная валюта, и эту виртуальную валюту можно заработать, а можно купить за деньги.

Ещё один способ монетизации – это e-commerce, продажа каких-то реальных вещей или файлов, скачивание файлов через Интернет, Интернет-магазины. Понятно, что дети не являются активными покупателями в той же мере, в какой являются взрослые, поскольку они распоряжаются самостоятельно только небольшими карманными деньгами. Но вместе с тем можно сказать, что, во-первых, количество этих карманных денег растёт; во-вторых, дети очень влияют на покупки взрослых. Например, в Америке посчитали, что дети сами управляют 60 млрд. долларов, а влияют на 150 млрд. Но это приблизительная, очень грубая цифра.

Ясно, что это всё – тоже область для электронной коммерции, которая нигде до конца не освоена и в Америке том числе. Первые шаги в этом направлении основаны на сотрудничестве детей и родителей, когда они вместе делают покупки. Ну и понятно, что в Интернете найдется место для сайтов, где бы дети тоже делали покупки, мелкие например. Известно, например, что уже сейчас дети сами делают покупки через GooglePlay, iTunes  и т.д.

Очень позитивная тенденция: дети сразу же входят в экономическую реальность, учатся рассчитывать свои средства. Но ведь все мы слышали и про опасности, которые подстерегают…

В жизни везде есть опасность. Самая большая опасность, которая есть в жизни ребёнка – это что его собьёт машина. А ещё он может промочить ноги и заболеть. Но дети продолжают выходить на улицу. А на спортивных секциях вероятность сломать руку, получить травму гораздо выше, чем от пользования Интернетом или от электронных покупок. Поэтому я считаю, что тема опасности неоправданно раздута.

Интернет-опасности – это такие современные страшилки, которые обязательно должны быть городской фольклоре?

Эта тема, кроме того, политически часто используется для того, чтобы продвигать совсем другие истории.

К вопросу о других историях. Возможно ли перенесение взрослых форматов в детский Интернет? Ясно, что основной контент детских сайтов – это игры, это общение, коммуникация – ну как вот в Твиди, например. А будет ли смысл сделать, скажем, детское СМИ?

На Твиди есть детские новости. У нас на Твиди есть 20 юных журналистов, которые пишут какие-то заметки. Но чисто детское СМИ… Вряд ли возможно сделать так, чтобы писали только дети. Детей надо организовывать. Детям нужно руководство взрослых. Взрослые должны что-то писать, тогда и дети, глядя на них, будут подтягиваться.

Похоже, что это одна из игровых моделей, которые подразумевают сотрудничество между детьми и взрослыми. Какие ещё игровые модели используются в организации работы детских сайтов? Может быть, существуют какие-то особенные модели в английских, китайских или индийских сайтах для детей, которые ещё не добрались до русского интернета?

Игровые модели есть. Большая часть детских ресурсов, связанных с образованием, обучением, повышением навыков и т.д. построена на игровых методиках. Существуют, конечно, места для монетизации на том контенте сервисов, которые там есть. Но опыт показывает, что основная масса сайтов, интересных детской аудитории – это халявные рефераты. Именно у этих сайтов самая высокая посещаемость.

Очень трудно ребёнка по собственной воле заставить ходить туда, где ему неинтересно, или где есть что-то, что он обязан делать. Школа – это обязаловка, и поэтому то, что связано со школой и вокруг школы, так или иначе, связано с обязаловкой. И по доброй воле заставить его что-то делать – сложно. Например, Дневник.ру – ресурс учебный, но он стремится давать специализацию определённую, не только в рамках школы.

Наиболее перспективным с точки зрения бизнеса является интернет развлекательный, это понятно. Потому что дети с большим удовольствием туда идут, с большим удовольствием во всём там участвуют, с большим удовольствием платят деньги. Ну, за что дети скорее заплатят (сами дети, свои личные деньги) – за уроки английского или за аттракцион в парке? Ответ очевиден.

Да, дети живут здесь и сейчас, и им очень нужен свой интернет. Какие еще проблемы существуют в развитии детского Интернета, помимо монетизации?

Главная проблема детского Интернета заключается в том, что тема детей в России пока воспринимается как тема социальная. Не социальная – с точки зрения социальных сетей, а как дотационная. Что это не бизнес, а государство или бизнес должны помогать детям. Услышав слово «дети», говорят: «А, это детские дома!» Дети почему-то сразу бедные.

Пока в бизнес-культуре российской не принято считать, что дети – это потребители. Видимо, это наследие советской культуры, которая не считала детей самостоятельными личностями. Дети – вполне самостоятельные личности, потребители и у них есть воля, умения и желание принимать решения. И, между прочим, родители сейчас готовы тратить на детей больше денег, чем даже на себя.

Экономическая ценность детства – тема недоразвитая и, как следствие, недоразвита тема детских медиа. С другой стороны раздута тема интернет-опасностей и ограничений. Всё это создаёт ситуацию, когда инвестиции в детский контент получаются очень дорогими. Потому что это модерация, потому что нужно очень внимательно следить, нужны специальные люди… Глядя на опыт США и на Европу, да и на развитие портала Твиди, я с уверенностью могу сказать, что детская тема развивается. Думаю, что всё больше и больше компаний будет этим заниматься, будет всё больше детских брендов, детских магазинов. И детские медиа будут развиваться, и уж точно детский Интернет – как самый динамично развивающийся вид медиа в мире вообще – тоже будет развиваться.

Вы собираетесь войти в Попечительский Совет Фонда «Разумный Интернет». Как это отразится на проекте Твиди?

Мне не надо становиться членом попечительского совета для того чтобы Tvidi становилось твиди.дети. Твиди.дети – это правильно для бизнеса, правильно для любого сайта, который занимается детским Интернетом, который ориентирован на детей или на родителей. Любой сайт детской тематики должен получить имя в домене .ДЕТИ, потому что, я убеждён, что домен .ДЕТИ – это точка роста детского бизнеса.

Беседовала Влада Белимова

Поделиться: