Только не рассказывайте моим родителям!

Только не рассказывайте моим родителям! 

С такой реакцией столкнулись как то добровольцы проекта СНАМИ.ДЕТИ, когда во время очередного занятия в детском Территориальном Центре Социального Обслуживания рассказывали о противоправном и неэтичном контенте, а так же о способах его фильтрации.

К сожалению, необходимо признать, что дети и вправду сами по себе очень часто недооценивают тех опасностей, с которыми они могут столкнуться используя Интернет. Их не знают, чем опасен «нехороший» контент и зачем нужно соблюдать этические правила в онлайн-общении. Даже угроза хищения личных данных обычно не вызывает у них сильных опасений, что в принципе вполне логично: когда у тебя несколько аккаунтов в излюбленной социальной сети (а иметь по несколько аккаунтов для детей норма), ты относишься к ним не так уж серьёзно.

Обычно дети больше всего беспокоятся о электронных рисках, в частности, о возможности заражения компьютера вредоносными программами — вирусами. Проблема эта — несерьёзное отношение к серьёзным угрозам — не нова, и с ней сталкиваются, пожалуй, большинство организаций, так или иначе связанных с детским просвещением в области интернет-безопасности и разумного использования Интернета.

В частности, это отмечалось участниками видео-конференции «Обеспечение безопасности детей в Интернете: детские библиотеки и их партнеры«, объединившей библиотечные сообщества и их партнёров со всей России. И как отметили сотрудники проекта «СНАМИ.ДЕТИ», также участвовавшие в конференции, организации приходят к похожим способам её решения.

Организация просветительских занятий для взрослых — прежде всего, для родителей — является, пожалуй, основным способом её решения. Иногда эти занятия приобретают характер совместных: предложите детям самим сделать доклад об интернет-опасностях перед родителями и Вы убьете двух зайцев. Ведь ради того, чтобы «не ударить в грязь лицом» перед взрослыми дети сами изроют весь Интернет и усвоят весь материал значительно лучше, чем если бы им что то рассказывал неизвестный доброволец. И при этом сами родители с удовольствием послушают своих чад и, возможно, узнают для себя много нового. 

Такие совместные занятия проводят добровольцы проекта «СНАМИ.ДЕТИ». В некоторых «подшефных» учреждениях занятия принимают такую форму спонтанно. Например, в больницах, в отделениях которых подразумевается длительное пребывание ребёнка, часто родители сами приходят на занятия добровольцев проекта. В некоторых случаях такие занятия специально планируются.

Очень необычным оказался опыт проведения занятий по теме «Что такое Интернет» для пожилых людей в Территориальных центрах социального обслуживания. Изначально занятия для пожилых рассчитывались как средство их социализации. Однако, именно бабушки и дедушки подчас являются теми, кто в семье проводит с маленькими детьми больше всего времени. Часто у них бывает налажен хороший, доверительный контакт с ними.

Конечно, вряд ли в силах волонтёров сделать пожилых слушателей компетентными в области борьбы с вредоносными программами, или научить их эффективно управляться с программами родительского контроля, но вот вовремя предупредить ребёнка об опасности, или попробовать повлиять на него, вполне посильная задача для дедушки, или бабушки. Помогает это и самим дедушкам и бабушкам — делает их ближе к внукам, укрепляет чувство своей полезности.

Сотрудники фонда «Разумный интернет», как и многие специалисты в этой области убеждены, что именно семья должна быть основным источником ценностей для детей и именно в ней ребёнок должен учиться этике общения, ответственно подходить к использованию как высоко-, так и не очень высокотехнологических средств. 

 

Поделиться: