Денис Жилин: «Большие проблемы маленьких пользователей»

Российский фонд «Разумный интернет» создал кириллический домен верхнего уровня .ДЕТИ, одна из задач которого организовать безопасную интернет-среду для детской аудитории.

Неограниченные возможности интернета оценили не только взрослые, но и дети, которые проводят в Глобальной сети все больше времени. А родителей все больше волнуют вопросы виртуальной безопасности маленьких пользователей. Российский фонд «Разумный интернет» создал кириллический домен верхнего уровня .ДЕТИ, одна из задач которого создать безопасную интернет-среду для детской аудитории. Директор по маркетингу Фонда Денис Жилин рассказал Digital.Report о попытках сделать домен популярным.

Домен .дети – проект фонда «Разумный интернет», учрежденного в 2012 году Координационным центром национального домена сети интернет, который управляет национальными доменами России .RU/.РФ. На сайте Фонда сказано, что он занимается «развитием в России детского интернета и поддержкой гуманитарных проектов во всемирной сети». Создание доменной зоны .ДЕТИ – один из основных проектов Фонда. Он готовился к запуску два года и заработал весной 2014-го. Сегодня в зоне .ДЕТИ зарегистрировано около 1400 адресов.

По словам Дениса Жилина, в виртуальном сетевом пространстве необходимо выделить отдельный сегмент для детей, в котором они будут ограждены от негативного воздействия. Домен .ДЕТИ стал таким сегментом: «Объем детского контента в Рунете занимает всего около 2%. Мы были просто обязаны создать специальное пространство для детей и подростков. Домен .дети ориентирован на младшую категорию пользователей, которые только постигают «интернет-науку». Для них сайты с кириллическими адресами – ближе и доступнее».

Денис, как шла подготовка к запуску домена .дети?

Доменная зона .дети – это специально выделенное, адаптированное пространство в интернете, в котором размещаются исключительно ресурсы для детей и о детях. Перед Фондом «Разумный интернет» стояла задача зарегистрировать новую доменную зону, организовать ее техническую поддержку, собрать команду, которая бы занялась управлением домена.

Есть правила, требования к тем, кто хочет зарегистрировать сайт в зоне .дети?

Есть. Ресурс, который планируется для размещения в .дети, должен быть русскоязычным и ориентированным, как я уже говорил, на детей. Он должен соответствовать миссии Фонда, то есть способствовать развитию детского интернета, появлению в сети качественного безопасного образовательного контента.

Какого типа ресурсы чаще регистрируются в домене .дети?

Самые разные. Например, сайты школ, спортивных секций, кружков, детских фестивалей. Представлены в .дети и СМИ – например, канал «Карусель». Немало в нашем домене и благотворительных фондов. Зачастую названия таких учреждений сложны в плане транслитерации, поскольку содержат буквы «ч», «щ», мягкий знак… Например, «Подари жизнь», «Выше радуги», «Галчонок». А в .дети не нужна латиница, название можно записать в оригинале – на русском языке, это возможность правильно спозиционировать себя во внешнем информационном поле. Кроме того, кириллические доменные имена легче запоминаются.

Сколько стоит зарегистрировать сайт в домене .дети?

По сравнению с другими тематическими доменами верхнего уровня, .дети находится в нижней ценовой категории. Если говорить о конечной стоимости для пользователя, то это порядка 700 рублей, или чуть больше 10$, ежегодно. При этом себестоимость доменных имени гораздо меньше, и эти средства идут на поддержание инфраструктуры зоны и оплаты работы команды из 15 человек.

Но это, наверное, не очень много. Как решается вопрос финансирования?

Нам помогает Координационный центр национальных доменов .ru/.рф, как единственный учредитель Фонда «Разумный интернет». Самый первый транш – на подготовительную работу по запуску домена .дети — был получен от Координационного центра в виде безвозмездного взноса.

Бывали случаи, когда вы отказывали в регистрации?

Мы доверяем нашим пользователям, поэтому на первом этапе никогда не отказывали, однако случалось, что устанавливали нарушение (несоответствие миссии .дети) уже после регистрации домена и размещения сайта на нем. В таких случаях владелец сайта уведомляется о нарушении. Ему дается время, чтобы привести содержание сайта в соответствие с нашими ценностями. Если этого не происходит, домен может быть разделегирован.

Чтобы выявить нарушения, надо отслеживать контент. Как это делается?

Домен защищает своих конечных пользователей, поэтому в зоне круглосуточно, 365 дней в году, работает система мониторинга, которая выявляет различные нарушения. Они могут быть двух категорий. К первой относятся те, которые требуют незамедлительной реакции: фишинг, malware, ботнет. Ко второй – те, на устранение которых выделяется больше времени, например, распространение запрещенной для детей информации, реклама алкоголя, спам-рассылка и так далее.

Как осуществляется мониторинг? Это делается при помощи технических средств или вручную?

Служба реагирования работает в двух режимах – автоматическом и ручном. Ежедневный мониторинг противоправного контента производится автоматически с использованием особого программного комплекса. Проверкой информации, которая определяется «роботом» как негативная, занимаются уже люди, специалисты. Они определяют, допустим, действительно ли то или иное слово является нецензурным и может ли оно находиться на страницах школьного блога. Пожалуй, это самый частый случай.

Получается, что вы в некотором роде цензурируете контент. Как в таком случае соблюсти тонкую грань между цензурой и свободой выражения?

Нет, цензурой мы не занимаемся, просто «ругательства» не соответствуют миссии и ценностям .дети. Если ресурс посвящен художественным произведениям, и это цитата, предположим, из Маяковского, то ничего в этом зазорного нет, и никаких предупреждений мы выносить не будем. В противном же случае администратор сайта получит от нас замечание с указанием ошибки и просьбой ее исправить. Обычно владельцы ресурсов достаточно быстро реагируют и исправляют. За всю историю .дети мы разделегировали только один домен, владелец которого отказался выполнять наши требования, хотя там было явное нарушение.

Почему он отказался?

Он вообще не реагировал на наши сообщения. Все сроки вышли, а реакции не было. Поэтому мы посчитали нужным принять решение о разделегировании.

Сейчас в домене .дети зарегистрировано около 1 400 сайтов. Почему за два года люди не спешат занимать места в детском сегменте Рунета?

Если говорить в абсолютных показателях, эта цифра, конечно, не поражает сознание. Но мы говорим о детском сегменте интернета. Тут главное то, что все зарегистрированные домены и размещенные на них сайты на 100% соответствуют детской тематике. Мы гарантируем, что это безопасный интернет – вы не найдете там навязчивой рекламы, нецензурщины, материалов, не предназначенных для детского глаза. Это доказывает, что в нашем домене уровень безопасности выше, чем в других доменных зонах.

Каков международный опыт? Есть ли похожие детские домены в других странах и как они работают?

Недавно я общался с коллегой из Германии, который работает над немецким доменом для детей .kinder. Знаю, было несколько заявок на английский аналог .kids. Но пока ни одна не победила, администраторы этих заявок продолжают «спорить» между собой, уже несколько лет.

Как было в вашем случае? Были ли претенденты на домен .дети, кроме вас?

Были, однако, полную готовность запустить доменную зону показали только мы. Мало иметь комплект документов, необходимо пройти тестирование, в том числе и техническое, чтобы домен функционировал и был отказоустойчивым.

Какой вы видите зону .дети в перспективе 3-5 лет?

Бизнес-составляющая, безусловно – важный аспект. Если домен не выйдет на самоокупемость, то его придется закрыть. Но мы смотрим на развитие детского интернета шире. Расскажу недавний пример с Российской государственной детской библиотекой, которая является колоссальным источником знаний. В ее архиве – много материалов, имеющих ценность и даже уникальность. Детские журналы, которые давно не издаются, книги, диафильмы, пленки… Часть их оцифровали, и получился большой электронный архив. Название сайта выглядело на латинице сложно – трудно воспроизводимое rgdb.ru. Мы рассказали им про наш проект. Когда они увидели, что домен библиотека.дети свободен, недолго думая, согласились.

Одной библиотеки, наверное, недостаточно. Как собираетесь привлекать потенциальных клиентов?

Популяризация домена – одна из наших главных задач. Работа в этом направлении не прекращается. Мы разработали коммуникационную стратегию. Ее первый этап – техническая готовность по всем критериям. Второй — связан как раз с популяризацией. Адреса сайтов сами по себе ничего не значат – там должен быть контент. А контент есть у тех, кто либо его создает, либо им уже обладает – это библиотеки, образовательные учреждения, педагоги, разного рода энтузиасты, детские интернет-магазины, например, производители одежды…

…Магазины? Это не противоречит миссии Фонда?

Нет. Хотя это и вполне себе коммерческая история, но если сайт продает игрушки и детскую одежду, то противоречий нет. Второй пункт стратегии связан с тем, чтобы искать владельцев контента и рассказывать им о такой возможности, способствуя тому, чтобы они размещали свои сайты в нашей доменной зоне. Это очень трудоемкий процесс. Я бы сказал, это самая сложная задача.

Интервью подготовлено Яной Исраэлян специально для Digital.Report

Поделиться: