Школа будущего, или Информационные технологии в образовании

Фонд «Разумный интернет» представил просветительские проекты в домене .ДЕТИ на международной конференции в новой Москве

26 июня в городе Троицке (новая Москва) прошла XXIX международная конференция «Современные информационные технологии в образовании». На ней традиционно собираются те, чья деятельность так или иначе связана с просвещением: школьные учителя, воспитатели, преподаватели вузов, методисты, представители компаний, занимающихся развитием сферы образования.

Партнером мероприятия выступил фонд «Разумный интернет». Специалисты фонда представили участникам конференции домен .ДЕТИ, его функции, возможности, систему мониторинга зловредной активности на сайтах детской и подростковой тематики, а также просветительские проекты, работающие для начинающих пользователей Рунета в зоне .ДЕТИ. Участникам, проявившим особенную заинтересованность в проекте, были вручены сертификаты на бесплатную регистрацию доменных имен .ДЕТИ, сроком на 1 год. Размещение ресурсов в этом интернет-пространстве невероятно актуально в современных реалиях, когда дети проводят в сети до 8 часов в сутки зачастую без контроля со стороны взрослых.

На торжественном открытии Конференции глава троицкой администрации Владимир Дудочкин поблагодарил  организаторов и пожелал участникам интересных решений.

В этом году основной темой конференции стала цифровая школа и перспективы перехода на высокотехнологичное обучение в России. Аудитории был представлен проект Московская электронная школа (МЭШ). Проект стартовал при поддержке мэрии Москвы в сентябре 2017 года и уже объединил более 150 школ.  Деятельность МЭШ направлена на автоматизацию образовательных процессов, упрощение доступа педагогов и детей к учебному материалу и реализацию инновационных методик обучения. Зачем все это нужно? Причина проста: современный школьник, представитель поколения Z, родился в новом информационном обществе, а значит, и учить его нужно по-новому, старые подходы уже не эффективны.

В частности на пленарном заседании подверглась критике классно-урочная система, существующая более 350 лет. По словам руководителя центра смешанного образования Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Натальи Андреевой, необходимо создание «индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика», что в рамках старой системы осуществить трудно. Термин смешанное обучение подразумевает под собой комбинированную программу, совмещающую участие учителя, самообучение и онлайн-обучение. Существует около 40 моделей смешанного обучения, самые распространенные из них – перевернутый класс, ротация станций и гибкая модель.

Одной из важных проблем остается серьезный разрыв между уровнем образования выпускника и требованиями высших учебных заведений, а впоследствии и работодателей. Так, в традиционных школах ученик нацелен на индивидуальный результат, тогда как в будущем ему пригодится умение работать в команде и принимать коллективные решения.

Другими словами, цифровизация образования – это тренд, обусловленный реальностью. По оценкам экспертов, развитию этого тренда мешают следующие факторы: недостаточная компетентность учителей в сфере информационно-коммуникационных технологий, слабая техническая оснащенность образовательных учреждений, дефицит качественных цифровых образовательных сервисов. Одна из секций конференции была полностью посвящена IT-мастерству педагогов, где участники пытались разобраться, как и чему учить тех, кто учит сам.

Еще одна актуальная тема, которую поднимали лекторы разных секций, – дети с ограниченными возможностями здоровья. Общепринятой точкой зрения в обществе считается, что электронные устройства вредны для детей в целом, тем более для детей с ОВЗ, однако во многих докладах прозвучала мысль, что это мнение ошибочно.

Впрочем, в последнее время наметилась положительная динамика: родители перестают относиться к цифровизации резко негативно. Согласно статистике, приведенной издательством «Просвещение», больше половины родителей считают, что компьютер или планшет могут помочь ребенку в обучении, а 43% опрошенных уверены, что по электронному учебнику учиться гораздо интереснее.

Говоря о технологиях, нельзя обойти стороной вопрос безопасности. Директор Координационного центра национального домена сети Интернет Андрей Воробьев рассказал слушателям о нескольких социально-просветительских проектах, призванных обеспечить безопасное пребывание детей в сети. Один из таких проектов – «Изучи интернет – управляй им», созданный в соавторстве с «Ростелеком» и направленный на развитие цифровой грамотности начинающих пользователей Рунета, обучение правильному и, ключевой момент, безопасному поведению онлайн. На портале проекта дети в интерактивной форме могут узнать об устройстве интернета, его истории, а также о безопасности и защите персональных данных. Полученные знания можно тренировать в мобильном приложении, а применить, поучаствовав во Всероссийском онлайн-чемпионате, который проводится ежегодно в ноябре.

В рамках выставки, которая была организована параллельно с образовательной частью конференции, был представлен конкурс лучших цифровых проектов для детей и молодежи «Позитивный контент» и конкурс для начинающих интернет-журналистов «DOT-журналистика. Юнкоры», одним из организаторов которых выступает фонд «Разумный интернет». На других стендах также можно было научиться управлять роботом, отправиться в путешествие с помощью очков виртуальной реальности, приобрести учебники по информатике и развивающие игры, получить методическое пособие о психологии безопасности и управлении персональными данными в сети, разработанное Координационным центром совместно с Федеральным институтом развития образования и Фондом Развития Интернет.

Поделиться: