4 способа сделать увлечение гаджетами полезным для ребёнка

Запреты — не лучшая стратегия, они приводят к тому, что ребёнок скрывает от родителей свои цифровые увлечения. Мы расскажем, как научить детей безопасно использовать гаджеты и какую пользу можно извлечь из современных технологий

Обучать ребёнка

Знакомьтесь с миром IT вместе с детьми. Покажите ребёнку, что гаджеты — это не только игры и бессмысленный сёрфинг в интернете. С их помощью можно найти ответы на интересующие вопросы, получить помощь в выполнении домашнего задания или подготовке школьных проектов.

Вовлекайте ребёнка в полезную деятельность — попросите его научить вас тому, в чём он уже разобрался, смотрите вместе мастер-классы или проводите научные эксперименты по урокам, найденным в интернете.

В США появилось такое понятие, как цифровой интеллект. Это умение пользоваться цифровыми технологиями в повседневной жизни. Он очень важен, ведь сейчас редкая профессия не требует навыков работы с компьютером и интернетом. Ребёнок должен знать правила безопасного поведения в сети, сетевого этикета, тайм-менеджмента, уметь сочетать развлечения с полезными занятиями. Всему этому вы можете научить детей, пока они готовы слушать и не начали искать информацию самостоятельно.

Наргиз Асадова, основатель и директор школы профессий будущего «КрашПро»:

«Было бы здорово, чтобы ребёнок понял: его телефон, планшет и компьютер — мощные инструменты, с помощью которых можно создать анимированные открытки, чтобы поздравить маму, мультфильмы и видеоролики, написать программу для подбора лучших обучающих ресурсов, например, обучения английскому языку, и так далее.

Как это сделать? Когда вы с ребёнком делаете проект в цифровой среде и используете для этого возможности компьютера, то он начинает смотреть на гаджеты по-другому».

Развивать ребёнка

Для дошкольников смартфон или планшет станет помощником в изучении букв, цифр, цветов. Дети постарше могут учить иностранные языки, играть в головоломки, шахматы, логические игры.

Выбирайте те приложения, которые разработаны вместе с психологами и педагогами, ориентируйтесь на возраст и навыки ребёнка. Задачи не должны быть слишком простыми или слишком сложными — иначе дети быстро потеряют интерес к игре.

Исследователи из Северо-Западного университета США проанализировали обучающие приложения и выделили четыре признака, по которым можно определить по-настоящему полезные:

  • Активная вовлечённость — ребёнок не просто нажимает на кнопки, ему нужно напрягать ум, решать какие-то задачи.
  • Концентрация — ребёнок концентрируется на поставленной задаче, в приложении нет резких звуков или ярких деталей, отвлекающих его.
  • Наличие смысла — игра должна относиться к жизни ребёнка и его повседневным действиям, позволять ему использовать старый опыт и получать новый.
  • Общение — игра не заменяет общение с людьми, а наоборот, стимулирует ребёнка к взаимодействию с другими.

Кроме приложений, дети могут получать полезную информацию из YouTube. Здесь много каналов и для маленьких детей, и для подростков. Выбирать подходящие для ребёнка стоит по тому же принципу: на канале должна быть полезная информация, применимая в повседневной жизни ребёнка, обучающая его важным навыкам.

Включите в настройках YouTube безопасный режим — тогда ребёнок не столкнётся с видео 18+, шокирующими роликами и другим сомнительным контентом. На смартфон можно установить детское приложение YouTube — там собран только детский контент. Можно настроить профиль под своего ребёнка — указать возраст и его предпочтения.

Цифровые технологии будут полезными, только если они соответствуют возрасту и уровню развития ребёнка. Например, не рекомендуют давать гаджеты детям младше трёх лет — малыши сначала должны научиться базовому взаимодействию с внешним миром.

Дошкольникам не нужны взрослые гаджеты, достаточно детского планшета

Младшим школьникам до 12 лет не стоит включать мобильный интернет на смартфоне — его сложно контролировать, пусть пользуются домашним WI-Fi, который легче настроить.

Подбирайте видеоигры, приложения, мультфильмы с учётом возрастных ограничений — их должны указывать производители. Не стоит давать детям играть в игру, если вы не попробовали её сами или хотя бы не прочитали описание.

Использовать увлечение для выбора профессии

Посмотрите, чем увлекается ваш ребёнок, возможно, это станет основой для выбора будущей профессии или хобби в реальном мире. Если ему нравится конструировать в компьютерных играх, то будет интересен кружок 3D-моделирования. Интерес младшего школьника к роботам можно реализоватьв занятиях робототехникой. Подросток может увлечься программированием или созданием собственных компьютерных игр.

Школы цифровых технологий и кружки по интересам помогут сделать увлечение гаджетами полезным. Ребёнок будет не просто сидеть в одиночку за компьютером, а общаться со сверстниками и получать полезные навыки, которые в будущем помогут ему найти призвание.

Договариваться с ребёнком

Вместо запретов договаривайтесь с ребёнком о том, сколько времени и когда он может проводить с гаджетами. Задача родителей — найти баланс между использованием смартфона или планшета и другими занятиями: уроками, работой по дому, спортом.

Выделите определённые часы, когда дети могут играть в гаджеты или сёрфить по интернету. Либо поставьте на устройство ограничение по времени (например, два часа в день) и разрешите ребёнку самому выбирать, когда он будет его использовать.

Абсолютной свободы в использовании цифровых технологий у детей быть не должно. Нужен чуткий родительский контроль, строящийся на доверительных отношениях. Рассказывайте о том, что в сети есть вещи, не предназначенные для детей, ставьте блокировку взрослого контента, объясняйте правила безопасности.

Источник: МЕЛ

Поделиться: