Развитие доменной зоны .дети с точки зрения речевой безопасности

Создание и наполнение живым, динамичным и безопасным контентом русскоязычной доменной зоны .дети требует локального решения ряда масштабных филологических проблем, поставленных перед обществом развитием сети Интернет. Лингвистический статус Интернета, аналогично статусу юридическому, скорее всего не может быть определен однозначно и обобщенно, поскольку эта среда неоднородна и вряд ли когда-либо придет к коммуникативному единообразию. Одни и те же языковые явления и процессы сейчас оцениваются разными людьми с разных позиций, обусловленных социальными, культурными и индивидуальными различиями в восприятии, и говорить о единой для всех слоев общества границе допустимого не представляется возможным при всем желании хоть как-то упорядочить интернет-коммуникацию. Возможно только создание в хаотичном интернет-пространстве сегмента языковой упорядоченности.

Объем порождаемых в Интернете текстов очень быстро растет, при этом простота и скорость публикации любого высказывания не предполагают какого-либо редактирования

Объем порождаемых в Интернете текстов очень быстро растет, при этом простота и скорость публикации любого высказывания не предполагают какого-либо редактирования – то есть контроля достоверности и литературной обработки/корректуры. Таким образом, редакторские функции оценки и отбора информации, а также придания ей соответствующего языковым нормам вида возлагаются на пользователя, который должен уметь отличить качественное от некачественного и к тому же быть устойчивым к некорректной форме высказывания.

Для гармоничного развития личности необходима качественная, безопасная и комфортная речевая среда, которая может быть создана только с помощью определенных ограничений и контроля над стихийными речевыми процессами.

Очевидно, что дети и подростки как пользователи Интернета не обладают такой квалификацией, и они в первую очередь нуждаются в определенных фильтрах. Они беззащитны перед неправильными написаниями, которые невольно запоминают и воспроизводят; вербальной агрессией, которую привыкают воспринимать как норму общения; недостоверной информацией, которую усваивают и распространяют; множеством подобных факторов, которые не способствуют формированию коммуникативной и речевой культуры, а также усвоению родного языка. Для гармоничного развития личности необходима качественная, безопасная и комфортная речевая среда, которая может быть создана только с помощью определенных ограничений и контроля над стихийными речевыми процессами. Подобная форма мягкой, ограждающей цензуры может быть применена только в ограниченной части интернет-пространства, изначально предназначенной для аудитории в возрасте от 6 до 17 лет.

Какие речевые процессы сейчас наиболее активны в связи с развитием Интернета?
Новая коммуникационная среда формирует новые типы общения и модифицирует традиционные типы текстов, наиболее очевидными последствиями влияния интернет-коммуникации на речевую практику общества становятся:
1. Размывание границ между устной и письменной речью: формирование в интернет-коммуникации спонтанной устно-письменной речи, для которой характерна неполнота и ситуативность устного общения и письменная форма бытования, замещение ряда вербальных элементов визуальными.
2. Размывание границ между межличностной и публичной коммуникацией, расширение личного коммуникативного пространства, более широкие допущения в публичном обсуждении бытовых и личных тем.
3. Изменение представлений об орфографической и пунктуационной норме: целенаправленно используемые эмотиконы, эрративы, аббревиация и сокращения с помощью цифр и латиницы; множество непреднамеренных ошибочных написаний, статистически преобладающих над правильными.
4. Изменение речевого этикета: бόльшая фамильярность в общении с незнакомыми людьми, более свободное использование обсценной лексики, смягчение норм деловой переписки по email, неконтролируемая агрессия в публичной коммуникации.

В этой среде грамотность должна восприниматься как нечто престижное и необходимое, иначе пользователи будут благополучно пренебрегать всеми источниками.

Какие проблемы может решить концепция речевой безопасности?
1. Орфография и пунктуация. Все детские сайты должны соответствовать действующим правилам русской орфографии и пунктуации, требуется тщательная редактура и корректура всего размещенного в зоне .дети контента. Это принципиально важно для формирования грамотности, которая во многом базируется на зрительной памяти, при регулярном столкновении с искаженными написаниями правильный графический облик слова может размываться даже в памяти взрослого человека. Тексты, создаваемые самими пользователями зоны .дети, теоретически должны стремиться к соответствию правилам, поэтому необходим встроенный механизм подсказок – орфографических и пунктуационных. В зоне .дети должны быть доступны онлайн-словари русского языка и разного рода учебные пособия, справочная служба по модели gramota.ru или gramma.ru. Но выбор, воспользоваться подсказками и словарями или не воспользоваться, остается за самим пользователем. Диктатура орфографии – это тоже диктатура.

В этой среде грамотность должна восприниматься как нечто престижное и необходимое, иначе пользователи будут благополучно пренебрегать всеми источниками. Имеет смысл предусмотреть возможность писать интерактивные диктанты, получая за них дополнительные баллы и статусы, которые можно использовать для получения каких-нибудь виртуальных преимуществ. Следует ли увязывать виртуальные успехи со школьной жизнью в офлайне – спорный вопрос, который актуализирует более общую проблему анонимности и свободы самовыражения в детском Интернете.

Еще один, но уже более частный спорный вопрос – как относиться к языковой игре с правильным/неправильным написанием («албанский язык» и подобные игры с графической формой слова). С одной стороны, прежде чем играть с языковыми нормами, имеет смысл освоить сами нормы. С другой – у многих взрослых, с удовольствием пользующихся эрративами, никакого освоения норм не отмечено. Полностью запретить языковую игру невозможно этически, эстетически и технически. Возможно, следует подсчитывать процент эрративов в публичных текстах пользователя и уведомлять его, если суточный/недельный/месячный лимит исчерпан.

2. Культура речи. Очень широкая и очень спорная сфера, включающая в себя оценку не просто правильности или неправильности, но некоего неуловимого качества речи – ее красоты, уместности и целесообразности. Очевиден запрет на использование бранной и обсценной лексики в размещаемом контенте, ограничение на использование жаргона, просторечия и иноязычных слов без необходимости, однако критерии этой необходимости должны быть выработаны специальным образом, применительно к доменной зоне .дети. Универсального представления о том, сколько и каких в конкретном высказывании может быть ненормативных единиц, не существует. Вопрос уместности использования перечисленных лексических единиц в свободном общении пользователей также не имеет однозначного ответа, как и вопрос контроля. Очевидно, что на форумах (в зонах публичного общения) нужна в том числе и стилистическая модерация, которая не может распространяться на личную переписку по email и обмен сообщениями в режиме реального времени в той или иной системе. Но стремиться к полной стерилизации живой речи не следует, в этом случае, как и с эрративами, проблему могут решить количественные показатели – какой процент в живой публичной речи пользователя составляют допустимые правилами зоны .дети ненормативные единицы.

Для формирования речевой культуры детям и подросткам нужны разные качественные образцы и упражнения на развитие речи. В качестве образцов выступает литература (онлайн-библиотека, в которой, разумеется, не только классическая, но и современная литература в хорошей корректуре и без цензурирования), интернет-СМИ, (возможно) какие-нибудь подборки лучших сочинений. Упражнения на развитие речи, как и диктанты, интерактивны, дифференцированы по возрастным группам и сложности, приносят бонусные баллы. Возможно, будет полезна онлайн-школа полемики с обучением правилам ведения спора и аргументации, онлайн-школа литератора (онлайн-замена условному кружку в доме пионеров), онлай-школа риторики (публичных выступлений и т.п.). При этом в зоне .дети не должно быть никаких сайтов, где можно было бы скачать готовый реферат/сочинение или краткое изложение литературного произведения.

Речевой этикет – зыбкая проблематика, делающаяся еще более зыбкой под влиянием Интернета. В современной России нет стандартного этикетного обращения к человеку, универсального приветствия, модели представления человека (имя, отчество, фамилия; имя, фамилия; фамилия, имя и т.д.). Путаются даже взрослые, пытающиеся сохранить остатки вежливости. Соответственно у детей нет отчетливых ориентиров. В Интернете каждое сообщество вырабатывает свою систему норм, действующих по умолчанию, не всегда описанную явно. В детском Интернете нормы публичного общения между пользователями должны быть обозначены явно. Нужен обучающий речевому этикету сайт с примерами писем, диалогов в разных жизненных ситуациях и возможностью полемики, обсуждения, онлайн-консультации.

Размещаемый в зоне .дети контент должен проходить психолингвистическую экспертизу, при этом необходимы свои, выработанные специально для этого сегмента интернет-пространства, критерии.

3. Экспертиза текстовых объектов. Дети и подростки должны быть ограждены от вербальных проявлений агрессии, насилия и экстремизма, а также от недопустимой манипулятивной рекламы и пропаганды всего того, что запрещено федеральными и местными законами (спектр широк, от гомосексуализма до самоубийств и анорексии). Размещаемый в зоне .дети контент должен проходить психолингвистическую экспертизу, при этом необходимы свои, выработанные специально для этого сегмента интернет-пространства, критерии. Поскольку общепринятых критериев и единой методики исследования текстов в современной юрислингвистике нет, придется локализовать проблему и составить свод внутренних правил, которым будет соответствовать контент и публичное общение пользователей.

Религиозная и политическая информация – потенциальный источник конфликтов, грань между информированием и недопустимым пропагандистским давлением должна быть описана применительно к детскому сегменту Интернета, размещаемый контент будет проходить экспертизу и с этой точки зрения.

Дети нуждаются в защите от недостоверной информации. Все размещаемые в зоне .дети энциклопедии и справочные источники должны быть гарантированно хорошо отредактированы; википедия, например, под большим вопросом.

4. Защита личных границ. Защита личных данных ребенка, в том числе и от родителей и учителей, которые не могут контролировать его высказывания полностью, особенно если он этого не хочет. Необходима зона анонимного общения, в которой пользователи могли бы тайно обсудить психологические и прочие проблемы, узнать, к примеру, о контрацепции (в 14 уже пора бы) и тому подобных вещах, интерес к которым ребенок хотел бы скрыть от взрослых и от сверстников.

Анна Потсар


Анна Потсар — кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики СПГУ, автор лекционных курсов «Стилистика современного русского языка», «Литературное редактирование», «Культура речи и ораторское искусство» для СПбГУ, курса «Речевой анализ политического дискурса» для ГУ-ВШЭ.

Колумнист «Ведомостей», Forbes Online, «Делового Петербурга».

Поделиться:
4 комментария
  • Это очень многозадачный подряд, под который можно подписать целый академический институт. Все же, если бы юным нашим гражданам удалось внушить простое чувство естественной нормы языка, в которой речь со своего голоса не отвергнута, а наоборот, утверждена как живая потребность настоящего самовыражения личности, то уже не зря была бы затея. И при этом, хоть и более чем насущна проблема ограждения от языкового помойного варева современности, необходимо, чтобы языковая политика .дети не замыкалась на «отстройку», на акцентировании одного того, как говорить нельзя

    • Мб и неплохо бы академическим институтам взять на себя такой труд?
      Или, если они его уже проводят, сделать эту работу несколько более публичной?

  • Тут общий вопрос — бывает ли так, чтобы чья-то сознательная деятельность дала решающий толчок для языка, чтобы ему перейти в новое качество. Исторические примеры французской Плеяды или того же Лютера едва ли сейчас могут выйти на первый план. Вообще, люди, профессионально «отстраненно» занимающиеся языком, не очень способны работать на опережение. В этом можно убедиться на примере словарей, постоянно отстающих от жизни, несмотря даже на коммерческую заинтересованность их создателей в последней актуальности продукта. Вот если найти десяток молодых, при этом состоявшихся, специалистов — хорошо ориентирующихся в интернете и медиа — то можно на что-то рассчитывать

  • Только вот о контрацепции ребёнку лучше узнать квалифицированную информацию от родителей. Я бы кстати детей ещё и от засилия информации связанной с насилием, порнографией и неквалифицированными данными защитила. Вот тольок как это сделать? Проблема сложная, но важная! Согласна, назрела необходимость её решения…