Илья Переседов принял участие в обсуждении поправок к законопроекту о фильтрации Рунета

21 июня состоялось заседание комиссии хостинг-провайдеров и регистраторов РАЭК, посвященное законопроекту 89417-6, вносящего изменения в Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Кодекс РФ об административных правонарушениях, федеральные законы № 126-ФЗ «О связи» и № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Заседание проходило в рамках круглого стола.

Участие в заседании приняли ведущие представители интернет-отрасли, в частности, Лига безопасного интернета, Hosting Community, RU-Center, РАЭК, Фонд содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета, SUP-Media, МТС, Ростелеком, Фонд «Разумный Интернет» и другие.

От Фонда Разумный Интернет в круглом столе принял Исполнительный директор Фонда Илья Переседов.

Открыл заседание Матвей Алексеев, Председатель Комиссии хостинг-провайдеров и регистраторов РАЭК. Он отметил, что любые законодательные инициативы, касающиеся регулирования сети Интернет, необходимо анализировать с технической точки зрения, и экспертное сообщество к такому сотрудничеству готово.

Директор РАЭК Сергей Плуготаренко рассказал об истории взаимодействия РАЭК и органов государственной власти по вопросу регулирования интернета: «Неожиданно и без консультацией с интернет-отраслью в конце 2010 года был принят №436-ФЗ, после чего нам потребовалось более года на то, чтобы проинформировать законодателей о невозможности реализации отдельных положений законопроекта. В итоге законопроект № 89417-6 содержит ряд позитивных изменений – в частности, отменяет технологически не реализуемую маркировку для интернет-ресурсов. Однако та часть законопроекта, которой вводится фильтрация Рунета, с нами согласована не была, и мы видим, что ситуация с этой частью ещё опаснее, чем была с 436-ФЗ. Исполнение законопроекта, в случае вступления его в силу, может привести к закрытию добросовестных ресурсов в неконтролируемых объемах».

По мнению Председателя Правления Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета Дмитрия Буркова, затраты на техническое дооснащение провайдеров связи в случае принятия законопроекта №89417-6 составят минимум $10 млрд. Стоимость была рассчитана экспертом только для «проводных» операторов исходя из имеющихся данных по тому, сколько провайдеров связи работает в стране и какое им может понадобиться оборудование. При этом эффективность черных списков будет составлять максимум 60%, то есть минимум 40% отфильтрованных сайтов будут по-прежнему доступны.

Директор по проектам МТС Дмитрий Костров рассказал, что их затраты на оборудование для работы с черными списками может составить порядка $50 млн. только для одного оператора и только для центрального региона России, что, в свою очередь, безусловно скажется на стоимости предоставляемых услуг для потребителей.

«Сама идея законопроекта благородна, но если закон будет принят в том виде, в каком он есть сейчас, этот шаг принесет многомиллионные убытки отрасли и вернет Рунет на 10 лет назад по количеству и качеству проникновения», — прокомментировал Матвей Алексеев.

Исполнительный директор Фонда Разумный Интернет Илья Переседов также подтвердил, что такого рода законодательная инициатива без общественного обсуждения и доработки с технической точки зрения может не только привести к огромным убыткам для отрасли, но и серьёзно сказаться на международной репутации Российской Федерации.

Денис Давыдов (Исполнительный директор Лиги безопасного интернета») сообщил, что задача законопроекта – оградить детей от негативного контента, прежде всего от детской порнографии, отметил, что предложения по доработке законопроекта принимаются, и пообещал учесть полученные замечания.

По итогам круглого стола были приняты следующие решения:

  1. Внесение изменений в 436-ФЗ следует активно приветствовать: в части отмены маркировки для интернет-сайтов, уточнения форм знака информационной продукции и процедур экспертизы.
  2. Проактивная деятельность хостинг-провайдеров и премодерация контента недопустимы.
  3. Механизм «черного списка» как средство борьбы с противоправным контентом следует признать неэффективным.
  4. Факт введения в заблуждение относительно механизмов и объектов блокирования в зарубежных аналогах реестра следует оценить как недостойный.
  5. Следует поощрять и развивать инициативы саморегулирования интернет-компаний в области противодействия распространению детской порнографии, подобных Манифесту «Российский интернет в XXI веке: безопасность детей» и Хартии операторов связи по борьбе с детской порнографией в интернете.
  6. Следует поощрять инициативы, направленные на создание и объединение детского контента — в частности развивать доменные зоны .ДЕТИ и .MOSCOW /.МОСКВА.
  7. Наиболее эффективным следует признать комплексный подход, при котором однозначно недопустимый контент будет блокироваться на уровне провайдеров, а прочий неприемлемый и вредный контент будет блокироваться настройками безопасности на компьютерах самих пользователей или администрацией пунктов коллективного доступа к интернету, в том числе на основе предоставляемых операторами связи услуг типа «Родительский контроль».
  8. Следует рассмотреть инициативу Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета по созданию информационно-аналитического ресурса в сети Интернет, целью которого будет оптимизация взаимоотношения отрасли и законотворцев, государства. Онлайн проект обсуждений разного рода инициатив, как от отрасли, так и от государства, поможет получать своевременно информацию, а эксперты смогут в реальные сроки оценивать ее.
Поделиться: