Денис Воейков
9 августа в Минкомсвязи под председательством министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова прошло первое заседание объединенной рабочей группы ведомства, Федерального собрания РФ и сетевого сообщества по вопросам безопасного Интернета.
Мероприятие проходило в закрытом режиме, однако по его окончании для журналистов была дана пресс-конференция. Участвовавший в ней вице-спикер Госудумы Сергей Железняк подтвердил, что в первую очередь эксперты говорили о реализации положений всем известного закона 139-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” и отдельные законодательные акты РФ”, который в полной мере вступит в силу с 1 ноября и касается вопросов противоправного контента (детской порнографии, пропаганды наркотиков и призывов к суициду). Тем не менее, дискуссия затронула и вопросы развития отрасли, ее регулирования и саморегулирования.
По оценкам г-на Никифорова, на обсуждении присутствовало около 50 экспертов — лидеров рынка (операторов связи, интернет- и сервис-провайдеров, владельцев интернет-платформ, представителей юридического сообщества и т. д.). С точки зрения директора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергея Плуготаренко, обсуждение прошло по самому оптимистичному сценарию. По его мнению, встреча стала кардинальным поворотным моментом, после которого у экспертов отрасли не должно остаться упреков в адрес власти относительно того, что к их мнению не прислушиваются. Кроме того, г-н Плуготаренко считает, что состоявшееся мероприятие снимет в обществе негатив и даже паранойю по поводу того, зачем был нужен закон и почему он принимался в такие сжатые сроки.
По ряду позиций возникли вопросы, что тоже вполне закономерно при таком разношерстном составе участников. Учесть все пожелания сообщества — это весьма непростая задача для РАЭКа, хотя подобная работа для ассоциации, как заверил ее директор, не в новинку.
Николай Никифоров также остался очень доволен встречей. По его словам, она была конструктивной, без эмоциональных лозунгов; стороны предлагали очень конкретный набор действий. Ориентировочно при обсуждении было пройдено порядка десяти проблемных “развилок»; по половине из них уже удалось договориться. В частности, все сошлись во мнении, что ответственность за ведение реестра ресурсов, содержащих запрещенную информацию, должен взять на себя тот или иной орган госвласти. Почти наверняка таковым станет Роскомнадзор.
Также министр отметил, что много внимания эксперты уделили обсуждению того, что одних суток для удаления неправомерного контента явно недостаточно. (По уточнению г-на Железняка, сейчас законодатели пошли по пути уведомления ресурса о признании находящейся на нем информации неправомерной; если оперативная реакция не последует, то доступ к ресурсу будет органичен.) Говорили и о том, что нужна более четко прописанная процедура исключения информации из реестра нежелательной. Серьезные дебаты провоцирует и тот факт, что огромное количество информации содержится в поисковых системах, которые невольно приносят популярность сомнительным сайтам. В разных странах пытаются фильтровать информацию на уровне поисковых запросов, но адекватный формат такой фильтрации найти крайне тяжело.
По мнению экспертов, реестр запрещенных ресурсов не должен быть общедоступным, однако необходимо предусмотреть возможность проверки наличия того или иного заблокированного сайта в этой базе. Участники совещания поддержали предложение создания белых списков разрешенных сайтов. Этим списком предлагается ограничить интернет-доступ в образовательных учреждениях и в публичных местах, где для выхода в Сеть не требуется предоставления удостоверения личности и, как следствие, невозможно установить возраст того или иного пользователя. Для его составления было предложено привлечь как отраслевых экспертов, так и представителей Министерства образования и науки России.
Большое внимание было уделено необходимости прописать механизм досудебного исключения заблокированных ресурсов из реестра при условии оперативного удаления владельцами ресурса противоправного контента.
По уверению г-на Никифорова, на встрече была сформулирована своеобразная платформа для дальнейшей дискуссии, которая дальше будет протекать в составе небольших рабочих групп в нескольких направлениях, затрагивая и исключительно технические вопросы, которые волнуют операторов связи, и вопросы, связанные с юридическими формулировками, относящими тот или иной вид информации к нежелательной, и т. д.
Все решения планируется оформить в качестве положений готовящегося постановления Правительства РФ — подзаконного акта, который определит регламент реализации самого закона (как информация станет попадать в реестр, как эксперты будут принимать решения и пр.).
Министр подчеркнул, что принятый закон — это уже неизменная данность. Сейчас речь идет только о том, что мы должны создать среду для его грамотного и эффективного применения. Г-н Никифоров убежден, что среди наших ответственных сограждан нет людей, которые были бы против самой идеи — все мы хотим защитить наших детей. Дискуссия лишь о том, какие правила (технические и юридические механизмы) должны быть применены для того, чтобы ограничение информации для детей никоим образом не повлияло на развитие самой индустрии. При этом закон в каком-то смысле урегулирует юридические процедуры, которые и так существуют. Но при этом будет снят негатив, вызванный решениями тех судов, которые в настоящее время, руководствуясь благими, казалось бы, намерениями, явно перегибают при этом палку.
В заключении г-н Никифоров через СМИ призвал сограждан к конструктивной дискуссии. По его мнению, недоверие в обществе к закону вызвано тем, что люди плохо знают его финальный текст, в то время как после первого чтения в законе многое было скорректировано — он стал четче и яснее.