Бертран де ла Шапель рассказал студентам МГУ об информационном обществе

26 апреля философский факультет МГУ посетил Бертран де ла Шапель — член Совета директоров ICANN, экс-посол Франции по особым поручениям по вопросам Интернета, директор проекта «Интернет и юрисдикция» в Международной Дипломатической Академии в Париже. 

Господин де ла Шапель приехал в Москву для участия в работе Российского форума управления интернетом, который организовал Координационный центр национальных доменов сети Интернет. На следующий день после плодотворной работе на форуме он откликнулся на приглашение фонда «Разумный Интернет» и руководства философского факультета посетить МГУ и прочел лекцию студентам.

мгу6В прошлом Бертран де ла Шапель являлся специальным представителем Франции по всем вопросам, связанным с Интернетом, а теперь он член совета директоров ICANN — интернет-корпорации по распределению доменных имён и адресов, и директор проекта «Интернет и юрисдикция», который призван решать вопросы, возникающие между юрисдикциями и современными государствами касательно управления интернетом.

Для своей лекции эксперт выбрал достаточно провокационное название, а именно – «Информационное общество будущего и управление Интернетом». Свою речь он начал почти кантовским вопросом «Как возможны границы киберпространства?». Действительно, как возможно ограничить бесконечность? Как выяснилось, в интернете можно ещё и не такое.

По мнению Бертрана де ла Шапель, интернет нельзя назвать безграничным в традиционном понимании, определённые границы все-таки есть. Интернет — это скопление пространств, которые являются трансграничными. С одной стороны, путешествие по интернету может напоминать географический маршрут в обычной жизни, а с другой, есть существенные отличия, есть такие вещи, которые в физическом мире не могут существовать. Например, — говорит эксперт, — нельзя же сделать так, чтобы один человек, который находится здесь, одновременно находился и где-то в Нью-Йорке.

мгу4

Еще одна важная тема, которую затронул член совета директоров ICANN — тема интернет-законодательства. Применимы ли к интернет-деятельности какие-либо законы? Некоторые говорят, что Интернет – это вообще никак не регулируемое пространство, а другие считают, что Интернет подпадает под действие национального законодательства. Правы и те, и другие. Национальное законодательство применимо, но при этом национальное законодательство не ограничивается физической территорией государства.

Что касается национальной территории и киберпространства, — объясняет эксперт, — то Вы физически можете находиться в одной стране, а прийти на веб-сайт, который размещён на хостинге другой страны. И когда вы переходите на такой веб-сайт, то частично попадаете под действие юрисдикции страны, в которой зарегистрирован этот сайт. Но это своего рода виртуальное путешествие: при пересечении границы в отношении вас уже начинают действовать другие законы. Но различие между физическим и виртуальным миром заключается в том, что, когда в физическом мире вы пересекаете границу, у вас меняется всё, а в Интернете, когда вы переходите границу, у вас что-то меняется, а что-то нет.

Нельзя сказать, что Интернет полностью не подчиняется никаким законам, или действует какое-то одно национальное законодательство – это такая сборная солянка из 190 национальных законов, которые иногда перехлёстываются, пересекаются, иногда там есть какие-то пробелы, иногда они входят друг с другом в какие-то конфликты.

Основополагающий принцип суверенитета гласит, что суверенные государства должны быть чётко разграничены, и у конкретного правительства полномочия распространяются только на национальную территорию.

мгу7

Можем ли мы применять такие же принципы суверенитета и в Интернете? — спрашивает Бертран де ла Шапель. — Традиционный подход в разрешении любых проблем, связанных с Интернетом, заключается в том, чтобы применять национальное законодательство, если есть хоть какие-то точки соприкосновения с национальной территорией. И основная сложность заключается в следующем: из-за того, что всё взаимосвязано, может сложиться такая ситуация, что инфраструктура и оборудование будет находиться в одной стране, и соответственно её законодательство может повлиять на то, что происходит на территории другой страны. 

Лекцию с интересом прослушали около сотни студентов МГУ, которые сразу после окончания буквально завалили эксперта вопросами, на которые тот охотно ответил.

 

Поделиться: