Анатолий Прохоров – не только художественный руководитель проекта «Смешарики» и Председатель Попечительского Совета фонда «Разумный Интернет», но также культуролог, исследователь медиакультуры. На круглом столе «Контент 0+», который провёл фонд «Разумный Интернет», он рассказал о том, каким образом интернет должен участвовать в развитии детей.
Дети неожиданно стали очень важной частью общества. Для юной аудитории снимается всё больше фильмов, производится всё больше детских товаров, не говоря уже о всевозможных видах игр. Даже бизнес сейчас «затачивается» под детей. Поэтому и онлайн-сообщество должно адаптироваться под нужды самых маленьких его обитателей.
Прохоров затронул актуальную тему социализации современных детей, назвав детский интернет «стримером социализации», под которым мы подразумеваем процесс вовлечения ребенка во взрослую жизнь. Антрополог Маргарет Мид, одной из первых определила роль среды, где взрослеет человек, как определяющий фактор различия культур. Социализация – ключевой момент в развитии детей. В настоящее время интернет становится средой обитания, и вопрос в том, какой средой он должен стать. Каким должен стать «детский интернет»?
Современный человек обитает трех средах: в физической, социальной и виртуальной. И крайне важно грамотно построить детское интернет-пространство, так чтобы пересечение этих сфер не вызывало у ребенка когнитивного диссонанса. Многие опасаются открывать своим детям доступ во всемирную паутину, считая, что онлайн-реальность может стать приоритетнее реальной жизни. Феномен социальных сетей только подпитывает эти страхи: для многих школьников интернет ограничивается социальными сетями. Прохоров считает, что именно онлайн сообщество должно помочь ребенку адаптироваться в офлайн жизни.
Также интернет должен стать образовательной средой, местом встречи детей и взрослых (родителей, педагогов, воспитателей). Помимо развлекательных порталов, таких как http://rebzi.ru/ и http://www.tvidi.ru/, свои сайты есть у многих школ, библиотек, домов культуры. Интернет-пространство осваивают и детские писатели, публикуя в Сети свои произведения.
Мало ограничить детей от нежелательных материалов. Важно предоставить качественный, разнохарактерный контент – не для того, чтобы заточить детей в добром интернет-пространстве, но с тем, чтобы у него не возникало желания покидать его.
Прохоров подчеркнул, что интернет помогает формированию личности ребенка, меняет уклад современной жизни, и потому может помочь вернуть ребенка обратно в семью, ведь для многих семей это злободневная проблема. Родители видят в компьютере, и в интернете в частности, помеху, которая стоит между ними и их детьми.
А ведь всё может стать наоборот. Для этого нужно перестать видеть в интернете злого монстра, который отбирает детство, и посмотреть на него как на посредника, как на друга.
Мелине Папикян