Школьные учебники заменит планшет

Согласно поправкам к закону РФ об образовании, с 1 января 2015 года российские издатели будут выпускать только те учебники, которые есть в электронном варианте для планшетов. При этом, электронный учебник должен быть полноценным интерактивным инструментом, а не просто набором отсканированных и оцифрованных страниц. 

Предполагается, что школьники сразу начнут выполнять предложенные им задания, а программа будет проверять правильность ответов и пересылать работу учителю, который оценит старания ребёнка. При этом во время урока гаджеты учеников объединятся в единую сеть, чтобы педагог смог работать со всем классом индивидуально, отправляя каждому его персональное задание.

Полноценный электронный учебник — не просто устройство, в которое скопированы изображения страниц. Компьютерные пособия будут интерактивными, информативными и инновационными. Там будут перекрестные ссылки между разными курсами и предметами,  встроенные лаборатории по химии, физике или биологии. Иллюстрации дополнят видеоролики, аудиофайлы, копии документов.

Электронные гаджеты как школьное имущество

Самые активные сторонники перехода на электронное образование живут в селах и маленьких городах. Их ученики географически оторваны от крупных образовательных и научных центров. Но выпускникам надо сдавать точно такой же экзамен, как их городским сверстникам. В этой ситуации приходит на помощь проведенный в школы интернет. Учителя получают доступ к множеству интерактивных разработок и пособий, консультациям с более опытными коллегами.

Но это в теории. На практике не все получентся так здорово. В одном из регионов — лидеров по внедрению компьютеров в школы — в Татарстане, в лучшей школе Казани провели открытые уроки, показали, как они используют компьютеры в образовании. Эксперты были  озадачены. Вроде бы всё, как надо: у детей красивые ноутбуки, все в локальной Сети, учитель выводит картинки с мониторов учеников на интерактивную доску, но… Экраны на детских ноутбуках заклеены защитной пленкой, которую положено отрывать перед началом работы — через неё очень трудно смотреть, глаза быстро устают. Зато ценное школьное имущество в безопасности. А сам урок — такой же, как проводили еще лет двадцать назад. Только вместо цветных карточек в руках детей теперь клавиши ноутбуков. Большинство педагогов, пытающихся внедрить электронное образование, просто не знают, что им делать и ограничиваются тем, что адаптирует старые методики для использования на компьютерах.

Остаётся надеяться, что новый закон будет способствовать созданию действительно качественных учебников, которые принесут в школы не профанацию, а прогресс. Но прежде предстоит выполнить множество важных задач. Надо закупить технику, наладить ее работу, разработать программы, создать полноценные электронные учебники. Учителям потребуется повышение квалификации, необходимо будет наладить контроль учебного процесса. Также понадобятся значительные средства из госбюджета на оснащение школ необходимой техникой. В Великобританнии, например, переход на электронное обучение обошелся примерно в 6-7 тысяч фунтов стерлингов (300-360 тысяч рублей) на каждого ученика. В Лос-Анжесесе для городских школ было решено приобрести порядка 45 000 планшетов iPad, стоимость проекта  (планшетники и образовательное ПО на них) составила около 30 миллионов долларов.

Flipped learning, программа Sakai и другие формы электронного обучения

Пока рассчитываются затраты на новые электронные учебники, изменяется сам учебный процесс. Например, в некоторых школах проводят эксперименты по так называемому «перевернутому обучению«. Перевернутое обучение (flipped learning) представляет собой одну из форм смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обычный класс следующим образом. Вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции в сети — самостоятельно проходят теоретический материал, — а все аудиторное время, когда учитель или преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий.

А в Санкт-Петербургском Государственном Университете уже несколько лет действует система сетевого и дистанционного обучения, созданная на основе платформы Sakai. Эта программа позволяет людям, живущим в самых разных уголках России, получать образование в одном из ведущих ВУЗов. Sakai — виртуальная среды для организации обучения и совместной работы. Среди крупнейших университетов, использующих Sakai, можно назвать Стэнфордский университет, Мичиганский университет, Университет Калифорнии – Беркли, Йельский университет.

____________

Очевидно, что переход к новым — интерактивным — формам образования неизбежен. А потому, чем раньше начать готовить  почву, тем этот переход будет мягче и пройдет безболезненней для его непосредственных участников — преподавателей и студентов, школьников и учителей. Все больше в сети появляется просветительских ресурсов, и они, мы надеемся, будут скоро представлены в доменном пространстве .ДЕТИ. Так что процесс идёт и закон об электронных учебниках — лишь верхушка айсберга. 

Поделиться: