Как научить детей любить Интернет

Добровольцы проекта СНАМИ.ДЕТИ уже более года проводят занятия. В различных социальных и образовательных учреждениях они рассказывают о том, как правильно, разумно и безопасно пользоваться Интернетом. За этот год добровольцы побывали и в больницах , и в детских приютах, и в общеобразовательных школах, проводили занятия даже для пенсионеров в центрах социального обслуживания.

Основная цель проекта — информировать детей и взрослых о полезных возможностях Интернета для образования, общения и досуга, а так же о потенциальных опасностях, подстерегающих в сети и способах защиты от них. Проект живёт и развивается, принимая разнообразные формы. Формы эти обусловлены не только главной целью проекта, но и спецификой конкретных учреждений, где проходят занятия, теми проблемами и потребностями, которые возникают у конкретных слушателей и участников программ.

Так, дети, которые находятся на длительной терапии в Федеральном клиническом центре с раковыми заболеваниями и заболеваниями крови нуждаются не только и не столько в обучении, сколько в простом внимании и тепле, которые могут дать им волонтёры. Поэтому занятия в этом и подобном ему учреждениях часто содержат в себе какой то элемент, призванный повысить детям настроение и помочь им справиться с болезнью, дарят им праздник. А вот в Детском наркологическом диспансере №6 ребята проводят занятия, цель которых — помочь детям с нарко-зависимостью в успешной социализации. Поэтому темой занятий часто становится кибер-этика, или, наоборот, способы преодоления опасностей неэтичного общения. Или же тема может быть посвящена понятиям, важным для успешной жизни в информационном обществе.

Одно из мест, где занятия волонтёров пользуются особенной популярностью — это детские отделения территориальных центров социального обслуживания. Подопечными этих отделений являются дети из семей, которые нуждаются в особенной помощи государства, например, из многодетных семей. Естественно, группы в таких центрах разновозрастные, что вносит дополнительную сложность при общении с ними. Чаще всего дети посещают занятия в этих центрах добровольно, обычно после уроков в общеобразовательной школе.

При разработке занятий в таких центрах перед добровольцами стояла особенно сложная задача: с одной стороны, их занятия дополняют школьные занятия по информатике, они должны включать в себя «свежий» материал, с другой стороны, нужно, чтобы детям было интересно. Добровольцам удалось разработать несколько связанных между собой занятий, которые удовлетворяют этим условиям.

В ходе первого занятия, носящего, казалось бы, незатейливое название «Что такое Интернет« добровольцы разбирают с детьми не только историю появления всемирной Сети, но и, останавливаясь на изобретении того, или иного протокола, или службы, раскрывают основные законы, по которым он живёт и развивается, а так же то, как его можно с интересом и пользой использовать. Причём, так как современные дети уже активно пользуются Интернетом, занятие проходит в форме занимательной беседы.

Иногда волонтёры проводят викторины и дарят призы за правильные ответы. Выиграть приз — это ведь так завлекательно для любого ребёнка! Но вот оказывается, что хоть ты и пользуешься компьютером почти столько, сколько себя помнишь, ответить на вопросы бывает не так просто, и всегда можно узнать что-то новое для себя.

Второе занятие обычно посвящено непосредственно Интернет-безопасности. Здесь, конечно, тоже идёт активное общение с детьми. Часто выясняется , что со многими опасностями, такими, например, как интернет-мошенничество, или вирусные атаки, ребята уже успели познакомиться не понаслышке, став их жертвами. Но основной игровой момент встречи в этом занятии чаще смещается на элементы творчества. Особенно нравится детям творческие занятия. Они с удовольствием изображают борьбу вирусов с антивирусами, рисуют плакаты «Не кормите троллей», представляют, как живёт любимый сайт, когда все посетители уходят.

Третье занятие строится уже вокруг конкретных нужд конкретных детей, которые были выявлены волонтёрами в ходе первых встреч.

Проект СНАМИ.ДЕТИ прожил всего чуть больше года, и за это время стало очевидно, что дети нуждаются подчас в значительно большем, чем просто рассказе о интернет-рисках, а волонтёры могут дать детям не только информацию и полезные навыки, а значительно больше. 

Фёдор Ярмош

Поделиться: