Детский интернет: бизнес или благотворительность?

В Подмосковье на территориях пансионатов «Поляны» и «Лесные дали» прошло главное весеннее IT-мероприятие отрасли — РИФ+КИБ. Более восьми тысяч участников собрались, чтобы обсудить тенденции интернет-индустрии. Фонд «Разумный Интернет» совместно с детским порталом Твиди.ру организовали секцию «Детский интернет: бизнес или благотворительность».

Людям, которые занимаются детским интернетом много лет, не интересно бесконечно говорить о безопасности — мы понимаем, что интернет начинается с контента и сервисов, а это уже бизнес-задача, — открыл секцию Олег Ульянский, СЕО Твиди.ру и член Попечителького Совета фонда «Разумный Интернет».

Снимок экрана 2014-04-28 в 22.19.42Первым представил свой доклад Олег Зябликов, руководитель программы «Маркетинг для профессионалов» Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ. 

Количество детей в России увеличивается, сейчас их около 23 млн, а в городах живет примерно 17 млн. И современные дети, получают доступ к гаджетам раньше, чем начинают писать, и даже говорить. Интернет для них стал одной из главных жизненных потребностей. В ответ на вопрос «Представь, что ты потерпел кораблекрушение и оказался на необитаемом острове, на котором тебе придется прожить несколько лет. Что бы ты пожелал иметь на острове из своей прежней жизни?» большинство опрошенных детей и подростков поставили интернет на второе место после друзей и родственников.

Екатерина Соболева (Твиди.ру) рассказала о том, каким может быть интернет для детей. Она привела грустную статистику:  согласно опросам 2013 года, папы больших городов проводят с детьми в среднем 21 минуту в будние дни и 35 минут – в выходные. Учитывая, что дети учатся в первую очередь на живых примерах, можно представить себе, что в ситуации, когда непосредственное общение с взрослыми становится недоступным, все более важную роль в познании мира для них играет интернет.

Интернет очень трудно адаптировать к детям, — говорит эксперт. — Детская онлайн-аудитория по понятным причинам требует особого подхода — как с точки зрения создаваемых для нее контента и сервисов, так и с точки зрения их монетизации.

Дмитрий Миронов (ООО «Новые Медиа») рассказал присутствующим о том, как поможет принцип Тома Сойера и его зеленого забора в монетизации детской аудитории.

«Новые Медиа» — разработчик интерактивных развлекательных интернет-проектов и компьютерных игр. Первым проектом компании стал развлекательный портал «Страна Смешариков», запущенный в июле 2008 года. Вторым большим проектом стала сетевая многопользовательская игра «Шарарам». Ее запуск состоялся в январе 2009 года. На данный момент проект «Шарарам» является одним из самых успешных детских проектов в России. Средняя посещаемость в день — 150 тыс. уникальных пользователей, около 8 млн. зарегистрированных пользователей. Возраст аудитории — в среднем 5-11 лет (потому что каждый из них должен писать).

Аудитория Шарарама делится на платящих и неплатящих, но это деление весьма условно. В основном все бесплатное, но есть некоторые ограничения. Например, у нас есть сервис «Умникус» — там все для обучения. Кстати, один из самых популярных сервисов. Дети очень любят квесты и загадки, а контент нужно делать, прежде всего, для них, — уверен Дмитрий Миронов. — Так вот выполнять все уроки можно, но определённое количество раз в день. Если не смог сделать, то, соответственно, есть ограничение. А плательщики могут бесконечное количество раз в день выполнять уроки. 

А еще дети любят смотреть мультики, и самый простой способ их найти — Youtube. «X-Media Digital» обладает потрясающей способностью собирать детскую аудиторию и монетизировать. Представитель компании рассказал о доступных точках входа в новую видеосферу. По словам эксперта, акцент здесь нужно делать на контенте для малышей (0-3 лет). 

На российском рынке существует множество каналов, которые занимаются производством собственного контента для совсем маленьких детей. Это дети, которые учатся читать, считать, говорить, писать, просто смотрят шевелюху на экране, и им это очень нравится. Таких каналов очень много.«Зачастую это совсем трэш, — удивляется эксперт. — Длинные видео, по полчаса, где просто меняются геометрические фигуры с глазами – и голос за кадром кричит: «Треугольник! Квадрат! Круг! Треугольник! Квадрат!» — и вот так продолжается полчаса».

Юрий Белановский, руководитель отдела социальных проектов фонда «Разумный Интернет», рассказал о социальной благотворительности в интернете. Благотворительность вообще и социальная в том числе – это ответственность общества и, в частности, бизнеса и власти, за тех, кто попал в беду.

Чтобы понять возможность социальной благотворительности в детском сегменте Интернета, надо определиться, о чём мы всё-таки здесь разговариваем, — рассуждает Белановский. — О благотворительности для детей или детской благотворительности?

Благотворительная помощь детям уже существует в Интернете, достаточно развита и крепко стоит на ногах. В той или иной мере она перетечёт и в детский сегмент. Правда (и мы все это понимаем), что аудитория благотворительности – это взрослые состоявшиеся люди, жертвы детей и волонтёров. Детская аудитория фактически не используется. Благотворительных Интернет-проектов , где основной аудиторией являются дети, — единицы или нет вообще.

То есть — пока нет, — замечает эксперт.

Но как бы ни была важна благотворительность — в глобальном человеческом смысле, все же основных условий  существования детского интернета два — контент и безопасность.

От благотворительности разговор переходит к теме безопасности. Действительно, сколько ни говори о том, что самое важное условие детского интернета — контент, вопросы безопасности продолжают волновать общество. Об этом рассказывает Урван Парфентьев (Центр безопасного Интернета).

Нужно, с одной стороны, достаточное количество качественного контента детей, а с другой, чтобы он был доступен, локализован. Сделать это можно либо с помощью специальных фильтров, либо используя белые списки, — говорит эксперт. — Но это тупиковые методы: «черный список» просто не успевает за угрозами, «белый список», как правило, относительно небольшой. Необходима единая точка входа в интернет для детей. 

Такой точкой может стать новая доменная зона — .ДЕТИ. По словам эксперта, у .ДЕТИ есть несколько безоговорочных плюсов в контексте решения проблемы детской безопасности в Сети: проще ограничить доступ детей к допустимому контенту; легко «оптимизировать» поисковик для работы только в этой доменной зоне; профильное пространство для детского контента.

О самой доменной зоне «.ДЕТИ», основных этапах ее запуска, приоритетной регистрации и дополнительных бонусах рассказал Денис Жилин, директор по маркетингу фонда «Разумный Интернет».

Дети не просто пользуются Интернетом, они в нем живут — утверждает эксперт. — Это их среда обитания, их способ жизни. Интернет – в целом информационное пространство, является их естественным продолжением личностного группового пространства. 

Завершая интересную беседу ведущий Олег Ульянский призвал аудиторию вспомнить о том, что существуют единые для всех правила, предложенные государством — законы:

«Есть федеральный закон, который определяет категорию по возрасту: 0, 6, 13, 18. Поэтому единые правила, которые эту аудиторию описывают, и это и есть точка входа в детскую доменную зону: каким должен и каким не должен быть детский контент, что должно происходить с персональными данными детей и их родителей, какая реклама должна быть направлена на детей, как поиск должен быть организован… Таким образом действительно создается единая платформа для государства, для общества, для родителей, для бизнеса — и для детей».

Поделиться: