СНАМИ.ДЕТИ — проект для детей и родителей

Проект СНАМИ.ДЕТИ существует уже около двух лет. В различных социальных и образовательных учреждениях добровольцы проводят занятия: рассказывают о том, как правильно, разумно и безопасно пользоваться Интернетом. За это время они побывали в больницах , в детских приютах, в общеобразовательных школах, проводили занятия даже для пенсионеров в центрах социального обслуживания. Систематическое сотрудничество ведётся почти с 20-ю учреждениями.

Основная цель проекта — информировать детей и взрослых о полезных возможностях Интернета для образования, общения и досуга, а так же о потенциальных опасностях, подстерегающих в сети и способах защиты от них. Проект живёт и развивается, принимая разнообразные формы. Формы эти обусловлены не только главной целью проекта, но и спецификой конкретных учреждений, где проходят занятия, теми проблемами и потребностями, которые возникают у конкретных слушателей и участников программ.

Так, дети, которые находятся на длительной терапии в больнице нуждаются не только и не столько в обучении, сколько в простом внимании и тепле, которые могут дать им волонтёры. Поэтому занятия в подобных учреждениях часто содержат в себе какой-то элемент, призванный повысить детям настроение и помочь им справиться с болезнью – дарят им праздник.

А вот в Детском наркологическом диспансере №6 ребята проводят занятия, цель которых — помочь детям с наркозависимостью в успешной социализации. Поэтому темой занятий часто становится киберэтика, или, наоборот, способы преодоления опасностей неэтичного общения. Или же тема может быть посвящена понятиям, важным для успешной жизни в информационном обществе.

В детских отделения территориальных центров социального обслуживания занятия проходят для детей из семей, которые нуждаются в особенной помощи государства, например, многодетных. Естественно, группы в таких центрах разновозрастные, что вносит дополнительную сложность при общении с ними. Дети посещают занятия в этих центрах добровольно, обычно после уроков в общеобразовательной школе. Поэтому при разработке занятий для этих центров отдельная сложность – заинтересовать ребят, сделать так, чтобы занятие было для них не только полезным, но и настолько интересным, что они пришли бы на следующее.

Отдельный вопрос, это частота встреч волонтёров с детьми.

Проект СНАМИ.ДЕТИ не только откликается на призыв администрации какого-либо учреждения провести разовую встречу, основное направление работы проекта – именно систематические, постоянные занятия. Конечно же, за время существования проекта волонтёры успели накопить разнообразный опыт и разработать как сценарии единичных встреч с детьми, например, под говорящими названиями «История Интернета», или «Как вести блог и общаться в Сети», так и даже небольшой курс занятий.

Например, в уже упомянутых Территориальных центрах социального обслуживания, обычно проходит 3 занятия. В ходе первого, которое называется, казалось бы, незатейливо – «Что такое Интернет», добровольцы разбирают с детьми не только историю появления всемирной Сети, но и, останавливаясь на изобретении того, или иного протокола, или службы, раскрывают основные законы, по которым Интернет живёт, а так же то, как его можно использовать. Причём, так как современные дети уже активно пользуются Интернетом, занятие проходит в форме занимательной беседы. Второе занятие обычно посвящено непосредственно Интернет-безопасности. Здесь, конечно, тоже идёт активное общение с детьми. Часто выясняется , что со многими опасностями, такими, например, как интернет-мошенничество, или вирусные атаки, ребята уже успели познакомиться не понаслышке, став их жертвами. Третье занятие строится уже вокруг конкретных нужд конкретных детей, которые были выявлены волонтёрами в ходе первых встреч.

А вот, например, в Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии и онкологии им. Дмитрия Рогачёва волонтёры Фонда посещают отделение, называемое «пансионом». Дети лежат там на длительном лечении. При этом волонтёры посещают его в среднем раз в две недели, поэтому нередко получается так, что добровольцы видят ребёнка на своих занятиях не раз, не два, и даже не четыре подряд — иногда на встречи приходят дети, которые бывали на них пару месяцев назад. Эти условия стали своеобразным испытанием для волонтёров, ведь одно дело — выучить, или даже разработать курс встреч, и совсем другое подходить творчески к каждому занятию: не ровен час к тебе придут «старички».

В любых занятиях есть место творчеству, или игровым методикам, ведь они помогают детям расслабиться и делают так, что преподаваемый материал запоминается ярче. И особенно в этих условиях актуальны игры и творчество.

Например, одна из самых очевидных опасностей Интернета, это вирусы. По сути дела, она первой возникает, когда мы думаем о том, с какими рисками может столкнуться с интернете ребёнок и чему его надо научить, чтобы он их успешно избежал. Но парадокс заключается в том, что детей нужно научить всего лишь двум вещам: во-первых, никогда не отключать антивирус, а во-вторых, честно сообщать родителям обо всех вирусных атаках. Нет, конечно, нужно разговаривать с детьми и о том, как вылечить компьютер от вируса и как настроить антивирусную программу, но это всё-таки в большей степени прерогатива именно родителей. В особенности, когда речь идёт о маленьких детях.

«Никогда не отключать антивирус» — казалось бы, что может быть проще? На самом деле на каждом занятии проекта СНАМИ.ДЕТИ это правило звучит самым первым и дети сами его произносят. Но при этом на каждом же занятии они рассказывают истории о том, как прельстившись какой-нибудь игрой, они отключали его по просьбе программы установки и становились жертвами цифровых угроз. Поэтому главное, чтобы занятие было запоминающимся. Особенной популярностью пользуется задание детям нарисовать то, как антивирус борется с вирусом. Какие только сюжеты ни выдумывают дети: рыцарские турниры, футбольные матчи, даже поединок птиц и свиней из небезызвестной игры.

Другая популярная методика — игра в «Вирус, антивирус, пользователь». По сути это переделка знаменитой «камень – ножницы — бумага». Антивирус побеждает вирус, пользователь отключает антивирус, а вирус побеждает пользователя, но при этом это командная игра — роль игрока выполняет команда, участники которой должны тихо договориться между собой и показать выбранный символ все вместе, что не так-то просто.

Вот так в игровой форме детки и запоминают простейшие правила Интернета.

При этом проект работает не только с детьми. Отдельная важная задача – привлечение родителей и проведение совместных детско-родительских встреч.

Очень необычным оказался опыт проведения занятий по теме «Что такое Интернет» для пожилых людей в Территориальных центрах социального обслуживания. Изначально занятия для пожилых рассчитывались как средство их социализации. Однако, именно бабушки и дедушки подчас являются теми, кто в семье проводит с маленькими детьми больше всего времени. Часто у них бывает налажен хороший, доверительный контакт с ними. Конечно, вряд ли в силах волонтёров сделать пожилых слушателей компетентными в области борьбы с вредоносными программами, или научить их эффективно управляться с программами родительского контроля, но вот вовремя предупредить ребёнка об опасности, или попробовать повлиять на него, вполне посильная задача для дедушки, или бабушки. Помогает это и самим дедушкам и бабушкам — делает их ближе к внукам, укрепляет чувство своей полезности.

Конечно, сталкивается проект и со сложностями. Одна из основных, это поиск волонтёров. Казалось бы, многие люди осознают необходимость интернет-просвещения, но вот мало кто откликается на зов. И проблема здесь проста: люди думают, что они не имеют необходимых специальных знаний и умений. «Я не программист и не web-разработчик, в компьютерах разбираюсь на уровне обычного пользователя» — говорят они. Именно мысль о том, что для того, чтобы заниматься темой интернет-просвещения, необходимо быть «ПК-гуру» очень часто останавливает потенциальных добровольцев.

На самом деле, это конечно же не так. Для того, чтобы работать в этой области, равно как и в большинстве других областей волонтёрства, необходимо, прежде всего, просто любить детей и желать им добра. Да, иногда, особенно при работе в образовательных учреждениях, например, в школах, и вправду необходимо обладать специфическими познаниями. Но по отношению к детям в больнице 5-6-7 лет не ставится задача обучения работе с антивирусом – волонтёры должны в простой и доступной игровой форме донести до них мысль, что его нельзя ни при каких обстоятельствах отключать. Да, при работе с родителями может понадобиться знание о том, как работают разные системы родительского контроля, но вот с детьми важнее создать доверительные отношения, чтобы дать понять, как важно держать родителей в курсе своих интернет-знакомств.

Есть на счету проекта и чисто «развлекательные» встречи, например, визиты к детям в больницы ролевиков – гномов и скавенов из вселенной Вархаммер, или любителей субкультуры стимпанк, или концерт волонтёров, увлекающихся в свободное от основной работы время игрой на кельтской арфе.

У нас интересно – присоединяйтесь!

Поделиться: