Кто научит учителя?

Школы будущего будут напичканы новыми технологиями и гаджетами, как круассан миндальной начинкой: планшет, заменяющий все учебники, интерактивные рабочие тетради с анимацией и обучающими мультиками, специальные социальные сети для школ, где все могут общаться со всеми – ученики с учителями, учителя с родителями, родители с директором… А может быть, массовое образование вообще полностью уйдет в «он-лайн»?..

Пока об этом только и остается, что фантазировать. Нынешние школьники – представители «Поколения Z», для которого новые технологии – повседневность и рутина. Но привычной частью обучения в школе они станут, кажется, только тогда, когда эти дети вырастут и сами станут родителями, учителями и чиновниками.

Но для того, чтобы «поколение Z» добилось успехов в карьере и жизни, кто-то должен научить их ориентироваться в терабайтах данных в Интернете и выуживать оттуда полезную для учебы и саморазвития информацию. Передать главную триаду советской педагогики – «знания, умения, навыки».

На днях министр образования России Дмитрий Ливанов опроверг слухи о том, что на школьных учителей возросла нагрузка, но предположил, что педагоги испытывают затруднения из-за новых технологий. «В ряде регионов, например, одновременно с электронными журналами учителям приходится вести и обычные, то есть выполнять двойную работу. Безусловно, это недопустимо», – отметил министр.

Несмотря на заверения министра, что информационная грамотность школьных учителей будет повышаться в массовом порядке, вряд ли правительству удастся в ближайшие годы приблизить российские школы к американским, где, например, в качестве эксперимента школьникам раздавали iPad-ы. (То, что старшеклассникам понадобилась неделя, чтобы их взломать – это уже совсем другая история).

Даже электронный журнал – это уже устаревшая технология. «Он дает дополнительную нагрузку учителю. А современный учитель, если хочет эффективно и комфортно общаться с учениками, понимать их потребности и работать над навыками, которые потребуются детям в ближайшем будущем, использует дополнительные системы, такие как Edmodo, Moodle и др. В результате происходит дублирование и увеличиваются затраты времени», – считает Евгений Рогинский, педагог, сертифицированный тренер компании Apple в сфере образования.

А вот Google об учителях подумал и создал учебник по использованию технологий в школах. Эксперты корпорации выделили пять шагов для успешного использования интернет-технологий в процессе обучения: определить цели, наладить хороший интернет, собрать команду, выбрать онлайн-инструменты и запланировать перемены. По каждому из пунктов в руководстве можно найти подробные советы для всех участников процесса, включая учителей, директоров и системных администраторов – которые, кстати, до сих пор имеются далеко не во всех школах даже в Москве.

Гид Google подводит читателей к важным вопросам. Какие инструменты нужны учителям и школьникам больше всего? Как можно улучить интернет-соединение, чтобы хватило мощности на задуманное? Есть ли возможность подготовить сотрудников школы к серьезным переменам? При составлении руководства учитывался опыт учебных заведений, где уже сделаны все шаги и технологии используются по полной программе. Например, в нигерийском университете LAUTECH количество студентов выросло в пять раз за те пару лет, когда руководство активно вкладывалось в онлайн-инфраструктуру и образование.

Правда, есть шанс, что будущее станет к нам немного ближе: Министерство образования России заинтересовалось открытым онлайн-образованием. Так что, возможно, в обозримом будущем в России появится свой аналог Coursera или TedEX.

Поделиться: