Волшебник-недоучка – герой одноименной песни Аллы Пугачевой – недоумевал в 1977-м году: «Нагружать все больше нас стали почему-то, нынче в школе 1 класс – вроде института». В 2014 году ученые посчитали реальную нагрузку российских школьников.
Международная организация по экономическому развитию (OECD) опубликовала результаты исследования домашней нагрузки старшеклассников по всему миру. Россия – на втором месте: 10 часов в неделю.
Стоит ли игра свеч, ответить затруднительно: то, что большие объемы домашней работы приводят к увеличению знаний и навыков их использования, доказать не удалось. И в начале списка, и в его конце оказались страны-лидеры международных рейтингов образования — Сингапур на третьем месте (9,4 часов) и Финляндия на последнем (2,8 часов).
В среднем старшеклассники в мире выделяют около пяти часов в неделю на домашние задания. За последние десять лет эта цифра снизилась (в 2003 году этот показатель составлял шесть часов).
На фоне дискуссии о роли домашних заданий Финляндия – лидер рейтингов мирового образования последние несколько лет – охотно делится своими секретами и не перестает удивлять нововведениями. Портал «RT на русском» сообщает, что с 2016 года финские школьники не будут проходить обязательное обучение письму от руки. Министерство образования Финляндии уверено меняет устоявшиеся истины: что напечатано в ворде, топором не вырубишь. Иными словами: будущее за печатными носителями. Обучение письму от руки не искоренят совсем: формат печатных букв оставят.
Тем временем учителя бьют тревогу: у детей «Поколения Z» резко снизился уровень орфографии, а когда они долго пишут ручкой, у них возникают боли. Ведь письмо, кроме того, что служит повышению грамотности, выполняет другие важные функции: развивает мелкую моторику и улучшает усвоение поступающей информации.
О том, почему финское образование «впереди планеты всей» и на каких принципах оно строится подробнее здесь.
Одним словом, «То ли еще будет ой-ей-ей!»(с)