Фонд «Разумный Интернет» презентовал проект конструктора типовых сайтов детских учреждений на крупнейшей отраслевой конференции «РИФ+КИБ 2015».
Анонсировал проект «Интернет-представительство профильных детских учреждений как элемент поддержки развития гражданского общества и распространения элементов электронной демократии в сфере образования и воспитания детей и молодежи» Денис Жилин, директор фонда по маркетингу, который вместе с Екатериной Рудых (Индигос) вел тематическую секцию по вопросам развития и укрепления детского Рунета. Проект фонда реализуется в рамках президентского гранта.
Конструктор сайтов разрабатывался с учетом международного опыта. При подготовке проекта было проведено масштабное социологическое исследование с целью выявления недостатков школьных сайтов. Данные собирались в ходе опроса администраторов школьных сайтов, функцию которых могут выполнять учителя информатики, другие педагоги, родители и т.д. Исследование выявило основные проблемы, с которыми сталкиваются детские учреждения в процессе создания и поддержки своих веб-ресурсов. Разработчики учтут особенности и недостатки существующих школьных сайтов, чтобы у пользователей не возникало проблем при использовании конструктора.
Ключевым событием секции стала презентация Дениса Жилина доменной зоны «.ДЕТИ». Он поднял вопрос о том, уместно ли говорить о «детском» интернете, возможен ли присмотр за ребенком online. И ответ был дан оптимистичный: возможен. Именно для этой цели было создано объединение русскоязычных детских профильных сайтов в кириллической доменной зоне «.ДЕТИ». Этот сегмент Рунета создается в режиме реального времени, его можно назвать самым безопасным для подрастающего поколения. Помимо естественной маркировки веб-ресурсов, в нем действует отлаженный механизм мониторинга сайтов внутри доменной зоны. Это беспрецедентное явление в области мониторинга нежелательного контента. Он имеет внутренние правила, соблюдение которых является обязательным условием размещения сайта в детском сегменте Рунета. Результаты отслеживания подтверждают высокий уровень безопасности: за всё существование зоны «.ДЕТИ» ни один ресурс в домене не был заблокирован, так как малейшее нарушение выявлялось и устранялось незамедлительно. На сегодня, доменная зона .ДЕТИ является одним из самых безопасных сегментов «взрослого» интернета.
Защищенность ребенка в интернете теперь контролируется и на законодательном уровне. Мария Малышева, начальник юридического отдела ТЦИ, рассказала об основном законодательном акте в сфере информационной безопасности детей – Федеральном законе от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В нем предоставлена классификация информации по возрастным ограничениям и предусмотрена обязанность сайтов, зарегистрированных как СМИ, ставить возрастную маркировку. Для остальных сайтов данная норма является рекомендательной.
Как повысить цифровую грамотность
На секции по детскому интернету не обошла вниманием и тему цифровой грамотности. Людмила Григорьева — член департамента города Москвы по информационным технологиям – рассказала об успехах, достигнутых в рамках реализации проекта «Школа новых технологий». За 1, 5 года работы проекта в нем приняли участие около 200 образовательных организаций, почти полмиллиона школьников и 35 IT-компаний. «Школа новых технологий» начинала с поставки компьютерного оборудования, а теперь ежедневно проводит семинары по повышению цифровой грамотности на базе 10 профильных центров. Круг дисциплин включает освоение 3D-графики, выработку навыков пользования планшетов и занятия в арт-лаборатории. В рамках проекта проходят конкурсы среди учителей и школьников. ШНТ отмечает недостаточную информированность преподавателей о последних новациях в области IT как основную проблему в процессе информатизации педагогов.
Галина Солдатова («Фонд Развития Интернет») рассказала о результатах просвещения в области цифровых технологий. Она представила данные последних исследований зарубежного и российского опыта изучения компьютерных навыков учителей, учеников и родителей. Индекс цифровой грамотности включает в себя знание, умение, компетенцию, безопасность и ответственность. Контент, коммуникация, технологический аспект и потребление были названы сферами потребления навыков. Согласно результатам исследований, в 2013 году средние показатели индекса цифровой грамотности учеников на несколько пунктов превосходили показатели учителей. В 2014 результаты поразили всех — педагоги показали высокий уровень пользовательской активности: в обычный будний день количество часов, проводимых педагогом в сети, доходило до 8! Галина подчеркнула, что сейчас происходит конвергенция виртуального и реального миров, и наши учителя готовы к таким изменениям. Для того чтобы педагоги могли обучать и развиваться, нужны не только знания, но и мотивация, а она присутствует у 90% опрошенных преподавателей.
Миф о том, что уроки повышения уровня информационной грамотности должны проводить только учителя информатики, развеяла Виктория Миронова — учитель информатики ГБОУ СОШ №1355. По ее словам, это должен делать каждый педагог-предметник. И возможностей для этого предостаточно: в качестве дополнительных материалов могут быть использованы видео-порталы, электронные энциклопедии (аналогом может стать список рекомендованных образовательных ресурсов, который составляет учитель при помощи учеников), образовательные приложения по каждой дисциплине. Огромным потенциалом, по мнению Виктории, обладает дистанционное обучение.
Виртуальный источник знаний
Онлайн-образование, безусловно, является полезной составляющей детского интернета. Тему дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями поднял Александр Ездов, директор центра образования «Технологии школы». Около 25 000 детей-инвалидов во всех регионах России получают знания удаленно — через интернет. Для этого были оборудованы рабочие места учителей и школьников с особенностями в развитии. Каждый ученик занимается по индивидуальному плану обучения, но регулярно проводятся и совместные мероприятия — например, конкурс чтецов. Александр отметил такой интересный факт: родителям была дана возможность поддержать своего ребенка количеством голосов пропорционально количеству прочитанных ими стихотворений. Более 300 родителей помогали своим детям добиться победы. Все мероприятия проводятся в интернете. Их важность объясняется тем, что школьники приобретают необходимые навыки для дальнейшей работы «на дому» и в коллективе. Денис Жилин подчеркнул значение реализации образовательных проектов в рамках социализации детей-инвалидов и выразил заинтересованность в содействии, а также пригласил Александра стать участником кластера РАЭКа, посвященного детскому интернету.
Александр Гулин, учитель истории и обществознания ГБЩН ЦО №1828 «Сабурово», представил свой вариант использования ИКТ на примере реализации проекта «Музей Боевой Славы Великой Отечественной войны». В реализации принимают участие дети, которые увлекаются историей и информатикой, популяризируют знания о событиях Великой Отечественной войны. Они активно осваивают навыки 3D-моделирования, создания виртуальных туров и экскурсий-квестов. Также был создан интерактивный учебник, посвященный 100-летию Первой Мировой войны. Александр акцентировал внимание на значимости непрерывного образования учителей: «Они должны учиться всегда».
Развлечения не без пользы
От образования спикеры плавно перешли к развлекательным ресурсам для детей. Олег Ульянский (Tvidi.ru) рассказал о том, что навыки безопасного использования Интернета можно приобрести «играючи». По его словам, именно это делают около миллиона посетителей портала Tvidi.ru. На сайте проводятся обсуждения с детьми и тесты, победители которых получают грамоты. Один из последних проектов — это правильное потребление и использование виртуальных денег. Он проводится при участии компании Qiwi. Дети заводят электронные кошельки, учатся вести учет доходов и расходов, приобретают навыки правильного потребления.
Заключительным разделом секции стала аналитика. Максим Древаль, директор по продуктам компании «Нетодология-групп», рассказал про активное распространение «клипового мышления». Согласно проведенным исследованиям, около 40% (!) школьников в качестве источника информации используют социальную сеть «Вконтакте» и не подвергают сомнению и критике излагаемые на ресурсе материалы. Новые технологии предоставляют возможность распространения знаний буквально по всему миру с привлечением лучших педагогов и, по словам Максима, не стоит упускать это из виду.
Традиционно секция проходила в формате выступлений и дискуссий. Обсуждения были настолько оживленными, что некоторые докладчики не успели выступить, но Денис Жилин заверил, что все презентации доступны на сайте РИФ, а при возникновении вопросов всегда есть возможность обратиться непосредственно к самим докладчикам.
Для школьников на секции был приготовлен сюрприз: настоящий говорящий робот! Он желал хорошего дня и приглашал на новые встречи.
XIX Российский интернет-форум «РИФ+КИБ 2015» проходит 22–24 апреля в пансионате «Поляны» с 10 утра до 20 вечера. Это ведущая ежегодная конференция интернет-отрасли, которая проходит с 1997 года. Ее значимость отметил Председатель Правительства Российской Федерации Медведев Д.А., сделав запись на своей официальной странице «Вконтакте»:
Традиционными партнерами мероприятия стали Координационный центр национальных доменов, Mail.ru Group и Яндекс. Поддержку оказали Роспечать, Министерство связи и массовых коммуникаций и Ростелеком. В программе были задействованы около 600 докладчиков, проведено более 100 секций, темы которых формировались по желанию участников конференции.