Кириллицей по доменам

Открыт прием заявок на регистрацию доменов в новой зоне .РУС. На фоне вполне успешного развития национальной зоны .РФ к данному событию интернет-общественность отнеслась настороженно. «Газета.Ru» вспомнила историю появления кириллических доменов и оценила результаты их развития.

Доменная зона .РУС — это одна из семи русскоязычных зон, которые были первыми одобрены в рамках программы новых доменов верхнего уровня. Это те несколько букв, которые пользователь видит в адресной строке браузера. Большинство интернет-пользователей привыкло видеть там .RU, .COM, .NET и максимум .ORG. Даже зона .РФ, которая стала доступна в конце 2009 года и интенсивно продвигалась на государственном уровне, по-прежнему выглядит непривычно.

Тем не менее в 2013 году были делегированы (то есть зарегистрированы записи и за ними закреплены конкретные серверы) зоны .КОМ и .ОРГ как аналоги соответствующих англоязычных зон, .РУС как домен для русскоязычной аудитории по всему миру, .ДЕТИ — домен, призванный создать сегмент интернета специально для детской аудитории, столичный домен .МОСКВА, домен .КАТОЛИК, зарегистрированный католической церковью, и домены .САЙТ и .ОНЛАЙН.

Новые кириллические домены сразу стали объектами критики сетевых профессионалов и специалистов в области интернет-безопасности.

По их мнению, несмотря на декларируемые цели, новые домены могут стать средством обложения юридических лиц и частных владельцев крупных и средних сайтов «интернет-данью» в виде защитных платежей за адреса, которые им не нужны.

Они также могут использоваться киберсквоттерами (пользователями, которые регистрируют адреса исключительно с целью их более дорогой перепродажи), чтобы подделываться под известные сайты, обманывать и вредить от их имени пользователям и вымогать деньги.

Эти опасения далеко не беспочвенны и характерны не только для нашей страны, но и для англоязычного интернета. Недавний скандал с доменными зонами .SUCKS и .ADULT, когда крупные компании и поп-звезды были вынуждены за значительные суммы выкупать веб-адреса, которые формируют оскорбительные словосочетания с их именами и брендами.

Некоторые русскоязычные интернет-адреса, которые может зарегистрировать кто угодно, могут выглядеть солидно и вызывать доверие, при этом на них может быть размещено вредоносное программное обеспечение, занимающееся кражей персональных данных и доступов к конфиденциальной или банковской информации.

Кроме того, в онлайновых системах, которые разрабатывались без учета множества национальных языков, использование нелатинских букв связано с большими трудностями, поэтому, например, при копировании кириллической ссылки пользователь увидит не понятное слово, а набор символов типа http://xn--90acxcbgoyu6hch.xn--p1ai/.

Статистика регистрации доменов в зоне .РФ наглядно показывает, что, несмотря на положительную динамику, по истечении первого года регистрации домена (адрес в интернете регистрируется на год, а затем регистрация продлевается) заметное количество владельцев отказывается от своих кириллических доменов.

Отказы от зарегистрированных адресов в зоне .РФ

Если сравнивать показатели использования доменов .RU и .РФ, то можно сказать, что национальный кириллический домен добился определенных успехов. Зона .RU, которая существует с 1994 года, по данным Координационного центра национального домена сети интернет, насчитывает более 4,9 млн зарегистрированных доменов. Зона .РФ, благодаря масштабной пиар-кампании сразу после своего запуска в 2009 году, поддержке со стороны государственных органов всех уровней, боязни киберсковоттеров и промоакциям регистраторов доменов в виде скидок на комплект доменов .RU + .РФ, набрала более 864 тыс. зарегистрированных адресов.

Динамика регистрации доменов в зоне .РФ

Так для кого же создаются новые кириллические домены?

«Доменное интернет-пространство .ДЕТИ реализуется в интересах детей и подростков, их родителей, наставников, государственных и общественных организаций, деятельность которых направлена на обучение, развитие, социальную адаптацию детей и подростков, а также коммерческих организаций, производящих товары и услуги для детей и подростков», — рассказал «Газете.Ru» представитель доменной зоны .ДЕТИ Денис Жилин.

«Зона .РУС создана для носителей русского языка, численность которых во всем мире превышает 250 млн человек», — в свою очередь, утверждает генеральный директор регистратора REG.RU Алексей Королюк.

Королюк полагает, что, в отличие, например, от более официального домена .РФ, .РУС ориентирован на пользователей, проживающих не только на территории России, но и за ее пределами. Домен не ограничивается каким-то одним направлением или одной отраслью, а значит, подойдет для широкого круга сайтов и проектов как коммерческой, так и социальной направленности. Государственные и муниципальные органы власти, образовательные, культурные учреждения, общественные организации, малый бизнес, микропредприятия и многие другие — все это целевые аудитории домена .РУС.

Тем не менее сами регистраторы осторожно отзываются о спросе на доменные адреса в новых зонах.

«По сравнению с традиционными национальными доменами .RU и .РФ спрос на них невелик (на 4 сентября 2015 года в доменной зоне .ДЕТИ зарегистрировано 1331 доменное имя), но хотелось бы отметить, что все интернет-ресурсы, размещаемые в зоне .ДЕТИ, соответствуют миссии домена и за счет качества своего контента формируют ядро детского рунета», — утверждает Жилин.

«Пока говорить о каких-то результатах рано, — говорит Королюк. — В настоящее время начался первый этап регистрации для владельцев товарных знаков, зарегистрированных в депозитарии ICANN, и надо сказать, что это очень небольшая аудитория. Взрывного роста доменной зоны .РУС следует ожидать во время открытой регистрации, которая стартует 24 мая 2016 года, после чего зона начнет плавно расти и постепенно насыщаться новыми проектами».

Что касается опасности недобросовестных действий в новых кириллических доменах, Королюк указывает на то, что процесс вывода новой доменной зоны на рынок всегда предусматривает этап приоритетной регистрации, когда право первыми зарегистрировать домен получают как раз те категории пользователей, которые чаще всего и страдают от киберсквоттеров, — владельцы международных брендов, товарных знаков и фирменных наименований, охраняемых на территории России, СМИ, НКО, органы государственной и муниципальной власти. Все они имеют право получить домен первыми, а значит, снизить риски киберсквоттинга. Что касается доменной зоны .РУС, то, кроме вышеперечисленных категорий пользователей, специальный период регистрации ждет владельцев доменов в зоне .RU, которые хотят получить аналогичный адрес в зоне .РУС.

Представители доменной зоны .ДЕТИ информацией о недобросовестных действиях в своем домене не располагают.

Источник: Газета.ru

Поделиться: