Фонд «Разумный интернет» стал участником круглого стола в Парламентской газете, на котором эксперты ИТ-отрасли обсудили направления развития позитивного и безопасного интернет-пространства для детей и подростков
14 июля в пресс-центре Парламентской газеты состоялась видеобеседа “Цифровая грамотность как драйвер для развития позитивного, безопасного интернет-пространства для детей и подростков”, участниками которой стали представители ИТ-отрасли, работающие над реализацией проектов, тем или иным образом направленных на формирование киберпространства для несовершеннолетних пользователей. Модератором дискуссии выступила председатель Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Людмила Бокова.
Участники беседы обсудили:
- количество и качество использования ИТ-инструментов детьми, уровень их цифровой грамотности;
- государственные и отраслевые инициативы запретительного характера, а также проекты, наоборот, формирующие позитивную среду в сети; плюсы и минусы каждого из подходов;
- проекты, направленные на повышение ИТ-компетентности детей и подростков;
- а также роль родителей и педагогов в обеспечении информационной безопасности детей.
По мнению директора Фонда Развития Интернет Галины Солдатовой, одной из главных проблем современности является низкий уровень цифровой грамотности как среди детей, так и среди родителей, педагогов. По данным исследования Фонда, которое проводилось в 2013 году, степень ИТ-компетентности российских пользователей составляет лишь треть от максимально возможного: 34% — у подростков, 31% — у родителей: “По сравнению с 2016 годом цифровая грамотность выросла, но не значительно. И по-моему, проблема цифровой грамотности стала еще актуальнее, поскольку дети проводят в сети все больше времени”. При этом эксперт убеждена: большинство родителей пока не готовы подстраиваться под быстроменяющиеся цифровые тенденции, а около 80% — признаются, что не могут помочь ребенку с освоением навыков разумного использования сети. “А ведь цифровая грамотность — главный навык XXI века, который является гарантом безопасности и успешности ребенка в информационном обществе”, — подытожила Галина Солдатова.
Впрочем, вскоре ситуация может измениться: уже в этом году эксперты проведут курс лекций для повышения медиаграмотности родителей, рассказала Людмила Бокова. Возможно, такие «курсы» станут только первым шагом на пути популяризации цифровых навыков среди взрослых — пока соответствующих просветительских программ мало. И хотя 94% родителей уверены, что должны следить за тем, какие сайты посещают дети, на деле контроль осуществляет лишь пятая часть мам и пап, привёл данные руководитель социальных и общественных интернет-проектов Координационного центра доменов .RU и .РФ Денис Жилин. И эта статистика несколько настораживает, ведь дети являются самой уязвимой группой интернет-пользователей.
Для обеспечения интересов детей во Рунете сегодня делается немало — как на государственном, так и на отраслевом уровнях: реализуется закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», представители отрасли с успехом продвигают IТ-проекты, направленные на повышение цифровой грамотности подростков.
Например, два года по всей России проходит Единый урок безопасности в сети Интернет. На уроке учащимся с пятого по одиннадцатый класс рассказывают, как защитить себя от негативной информации в сети, каким источникам стоит доверять и как не попасться на удочку мошенников. В этом году урок интернет-безопасности пройдёт в стране 27 октября.
Один из самых масштабных проектов отрасли — кириллический домен .ДЕТИ, объединяющий интернет-ресурсы о детях и для детей. “Это принципиально новый сегмент русскоязычного интернета, формирующий безопасное IT-пространство для детей и подростков, — рассказал Владимир Мамонтов, директор Фонда “Разумный Интернет”, администратора детского домена. — Все сайты, имеющие адресацию в .ДЕТИ, а также переадресованные на ресурсы в .RU или .РФ, ежедневно проверяются на предмет нежелательного содержания и уязвимостей. Сам по себе домен .ДЕТИ уже является естественной маркировкой для интернет — ресурсов, ориентированных на детей. Уровень доверия к таким сайтам со стороны родителей гораздо выше по сравнению с ресурсами “взрослого” интернета”.
Другой онлайн-проект — конкурс “Позитивный контент”, который уже на протяжении 7 лет подряд задается целью поддержать лучшие проекты для детей, подростков и молодежи, способствующие развитию позитивного мышления и творческой среды, повышению уровня образованности, а также укреплению веры в безграничность человеческих сил и возможностей. “Среди главных задач конкурса: способствовать наполнению российского сегмента сети Интернет качественными познавательными, образовательными, информационными и развлекательными digital-продуктами, отвечающими современным требованиям информационной безопасности, — рассказал Денис Жилин, — а также содействовать повышению уровня цифровой грамотности населения России через популяризацию качественных интернет-проектов с позитивным контентом”.
«Изучи Интернет — управляй им» — социально-образовательный проект Координационного центра национальных доменов .RU и .РФ. Он включает обучающий модуль, где в игровой наглядной форме представлена информация об устройстве, возможностях и принципах функционирования интернета, а также, ежегодный всероссийский онлайн-чемпионат для школьников: “В прошлом году участниками игры стали 16,5 тысяч ребят из всех субъектов страны. Растет и аудитория образовательного модуля, сегодня она составляет 43 тысячи пользователей», — поделился данными Денис Жилин.
Вклад в развитие детского сегмента интернета вносят не только организации, связанные с IT-отраслью. Так, в ногу со временем идет Российская государственная детская библиотека, на сайте которой можно без регистрации посмотреть современные обучающие диафильмы, поведал замдиректора по информатизации и фондам библиотеки Илья Гавришин: “Именно у библиотек есть тот самый позитивный контент, который необходим детям в сети, а также возможность и ресурсы для его создания”. Кроме того, интенсивно развивается Национальная электронная детская библиотека — это межрегиональный проект пополняемой оцифрованной коллекции материалов (книг, журналов и диафильмов); на сегодняшний день фонд электронной библиотеки содержит более 10 тысяч оцифрованных материалов, доступных для детей любого возраста.
В Рунете также действует портал «Сетевичок» — он является центром поддержки подростков в киберпространстве, продолжил руководитель проекта Сергей Абрамов. Здесь не только научат детей правилам интернет-безопасности, но и дадут консультации в непредвиденной ситуации. Также эксперты проекта предлагают школам разместить у себя на сайтах памятки с базовыми мерами киберзащиты для учеников.
И это, естественно, далеко не все проекты, созданные для защиты детей в киберпространстве. Главное, в чём убеждены специалисты, — нельзя просто запрещать подросткам посещать те или иные сайты. Вместо этого необходимо самим создавать позитивный контент, чтобы у ребёнка всегда был выбор, на какой портал зайти. «Важно обеспечить безопасное онлайн-пространство для ребёнка и развить у него навыки безопасного поведения в интернете», — считает сенатор Людмила Бокова.
Видеозапись беседы доступна на официальном сайте «Парламентской газеты».