Поколение Z рассказывает о своих онлайн-увлечениях, а психологи — делают заключения
Мир стал глобальным, хотим мы этого или нет. Границы давно уже стерты, люди живут в едином информационном пространстве, и все это стало возможным благодаря почти повсеместной доступности интернета.
Если посмотреть на современность сквозь призму «Теории поколений» Н. Хоува и В. Штрауса, можно заметить кардинальные отличия в степени влияния интернета на нас, наших родителей и современных детей. Наши родители (поколение X) познакомились с интернетом будучи взрослыми, сформировавшимися людьми. Мы (поколение Y) получили доступ к глобальной сети в подростковом возрасте. С появлением широкого доступа к интернету люди стали другими, дети стали другими. Так называемое поколение «Z» — рожденные в XXI веке, в эпоху гаджетов, мальчики и девочки, сильно отличаются от нас, взрослых. Они совсем другие: по-другому думают, по-другому схватывают информацию и по-другому перерабатывают ее. Я пообщалась с представителями поколения «Z», и вот что они мне рассказали о себе и своих взаимоотношениях с интернетом.
Знакомьтесь, Лиза, 7 лет, закончила первый класс. В среднем в день, как мне поведала ее старшая сестра, девочка проводит 5-6 часов в интернете. Приходит из школы и погружается в глобальную сеть. «Что она там делает столько времени?», — неизбежно захотите меня спросить вы. Она смотрит мультики, фильмы, рекламные ролики (!), играет в игры. Знаете, какой любимый сайт Лизы? YouTube. На вопрос, использует ли она интернет для учебы, я услышала «нет». И финальным пунктом в нашем с Лизой интервью был вопрос: «Что нового ты узнала из интернета за последнюю неделю?». Девочка посмотрела «National Geographic», узнала много интересного про подводный мир, рыбок, водоросли, посмотрела на акул.
Меня приятно удивил ответ про «National Geographic», однако, вместе с тем и расстроил — ребенок не фильтрует контент, смотрит все подряд. Познавательная передача затесалась между мусором.
Изучая тему интернета и детей, я неожиданно столкнулась с совершенно уникальным ребенком — Таней. Ей пятый год. Ее утро начинается с «Ок, Гугл, мультики». Радоваться или огорчаться? Смеяться или плакать? Родители этой девочки спокойно доверяют ей интернет: «Мультики она там смотрит, ей больше ничего не надо».
Я обратилась за комментарием к эксперту-психологу, основателю проекта «Чувство Покоя» Александре Копецкой.
Сколько ребенку дошкольного/младшего школьного возраста можно самостоятельно проводить времени в интернете и что ему позволительно делать в сети?
Нисколько. Только под пристальным присмотром взрослых, и исключительно в познавательном, развивающем ключе: им можно показывать классическое искусство, читать хорошие книжки, показывать кино, но не сериалы вроде аниме по 200 серий. Для такого возраста интернет должен носить образовательный, а не развлекательный характер.
И все же, существуют сайты, позиционирующие себя как «0+». Как Вы считаете, какой контент допустим уже с рождения?
Родители должны подходить к этому вопросу с умом. Интернет — огромная база всевозможной информации. Буквально с рождения ребенка можно знакомить с миром: показывать красивые фотографии гор, животных, растений, природных явлений, рассказывать и наглядно демонстрировать.
Как интернет влияет на социализацию ребенка?
Крайне негативно. У ребенка искажается представление о реальной действительности. Ребенок воспринимает информацию, полученную в сети буквально и это, действительно, опасно. Мы, взрослые, можем прочитать сомнительную информацию, и, опираясь на свой жизненный опыт сказать: «Это какая-то ерунда». У ребенка еще не сформировался такой навык. Взрослые должны учить детей, в том числе, и цифровой грамотности — ни в коем случае нельзя отпускать маленького ребенка одного бродить по дебрям интернета. Нужно учить ребенка фильтровать информацию.
Интернет усложняет или упрощает коммуникацию ребенка с внешним миром?
Усложняет. Общаясь в интернете, ребенок не слышит интонацию собеседника, не видит его мимику и жесты — а ведь это очень важные составляющие общения. Вынужденный синтезировать свои впечатления, он приписывает собеседнику собственные представления, которые могут не совпадать с реальностью. Виртуальное общение сужает гамму ощущений.
Что же делать с интернет-зависимыми детьми? Неужели просто отбирать гаджеты?
Да. Насильственно отбирать. И не ждите, что это будет легко. У ребенка начнется самая настоящая ломка, но это нужно пережить, перетерпеть для его же блага.
А если ребенок не общается в социальных сетях, а просто самостоятельно смотрит мультики? Это ведь безопасно?
Мультики — это, прежде всего, красивая картинка. За ссылкой на эту картинку может скрываться совершенно непозволительный контент. Мультики бывают разные, в том числе, и 18+.
Неужели интернет носит исключительно негативный характер для детей?
Нет, отчего же. Интернет — реалии нашей жизни, и от этого никуда не убежишь. Как я уже говорила, маленькие дети должны пользоваться интернетом только под присмотром взрослых. А для более старших ребят интернет может быть очень даже полезен: в том же процессе образования он значительно экономит время. Школьнику, например, уже необязательно долго листать толковый словарь Ожегова — достаточно просто посмотреть значение слова на сайте, в электронной версии того же словаря.
И заключительный вопрос — с какого возраста ребенка можно самостоятельно отпускать в сеть?
Дело не в возрасте, не в конкретной цифре — это невозрастной критерий. Отпускать можно тогда, когда ребенок научился обеспечивать свою безопасность и научился критическому мышлению.
Беседа с 13 летней Викой меня удивила. На вопрос: «Что нового ты узнала в интернете за последние 2 недели?», девочка рассказала мне, что в шампуне одной известной марки содержится силициум, и даже объяснила мне, изрядно подзабывшей химию, где он находится в таблице Менделеева. Также она с восторгом поведала, что, оказывается, в человеческом организме содержится небольшой процент золота. В учебе Вике интернет помогает, она обычно читает там интересные факты, связанные с той же химией, «готовые домашние здания» не списывает. «Находить информацию в интернете не сложно — нужно просто формулировать ее простым языком» (говорю же, это поколение мыслит совсем по-другому, они приспособились к интернету). В основном, в интернете Вика смотрит мультики на специальных сайтах, общается в соцсетях с друзьями из других городов и ищет интересные для нее группы: она занимается фотографией, ищет работы фотографов, художников. Признается мне, что зачастую в разделах «картинки» ей попадается «плохой контент» и «ужасная реклама», которую приходится закрывать.
Увы и ах, цифровизация — это реалии нашего времени, а поколение «Z» — его герои. Хотим мы этого или нет, но наши дети неизбежно будут пользоваться интернетом. И, если этот факт нельзя полностью исключить, значит, необходимо сформировать безопасное пространство для маленьких пользователей. И оно уже есть: это домен .ДЕТИ, который объединяет безопасные сайты, ориентированные на детей и подростков. Хорошей базой для “детнета” является Ежегодный всероссийский конкурс интернет-проектов «Позитивный контент», который направлен на развитие разумного интернета, в котором нет жестокости, а есть полезная, познавательная, развивающая информация.
Однако это вовсе не означает, что за детьми в интернете не надо следить — вы же следите за ними, когда они гуляют по детской площадке, дабы ребенок не поскользнулся, не упал, не ушибся — в интернете нельзя испытать физическую боль, но можно получить неизгладимые впечатления от некачественного контента. Фильтруйте контент для своих детей.
(О способах контроля за качеством интернет-пространства, в котором пребывает ваш ребенок, мы расскажем в следующей статье.)
Ольга Лисняк