Рунет подвел итоги уходящего года

На конференции “Рунет 2016: итоги года” были представлены результаты всероссийского исследования «Индекс цифровой грамотности граждан РФ»: по сравнению с прошлым годом IT-грамотность пользователей Рунета выросла на 6,3%.

14 декабря в Москве состоялась ежегодная конференция РАЭК и отраслевых партнеров, посвященная подведению итогов уходящего года и прогнозированию развития Рунета в наступающем, “Рунет 2016: Итоги года. Курс – на цифровую экономику России”.

К участию в мероприятии были приглашены и представители фонда “Разумный интернет” — для подведения итогов развития позитивного интернета в России.

Согласно данным, озвученнным в рамках конференции, Рунет остается самым активным сегментом экономики страны, который все больше влияет на другие отрасли. Вклад экономики Рунета в ВВП страны в 2015 году составил 2,4%. На мобильный интернет приходится около 25–30% от общего объема рынка. Ближайшее будущее — это повсеместное применение интернета и IT в парадигме интернета вещей. К 2020 году количество подключенных к сети устройств превысит 50 млрд. Проекты с их использованием конвертируются в «умные» города, транспорт или здравоохранение, новое качество жизни, уровень безопасности и другие.

В связи с этим выводом были представлены результаты второй волны ежегодного всероссийского исследования «Индекс цифровой грамотности граждан РФ» (ИЦГ), инициированного РОЦИТ.

Так, по сравнению с 2015 годом IT-грамотность по России выросла на 6,3% и на данный момент составляет 5,42 пт. по десятибалльной шкале, с разбросом от 3,47 до 6,78 пт. между федеральными округами. Зафиксирован рост значений всех субиндексов: цифровая безопасность прибавила 7,1% и составила 5,57 пт.; цифровое потребление – 5,49 пт. (+3,2%); по-прежнему наименьшим значением обладает субиндекс цифровых компетенций – 5,27 пт. (+7,9%).

Заметная тенденция – это выравнивание значений субиндексов между собой, они находятся практически на одном уровне,  разница – 3%, в прошлом году аналогичный показатель достигал 7%. Это говорит о повышении общей цифровой культуры и доверия, что приводит к повсеместному использованию цифровых технологий.

«В 2016 году РОЦИТ, в том числе совместно с фондом “Разумный интернет” и Координационным центром, провел активную работу по повышению цифровой грамотности россиян: проведена серия уроков для всех возрастных групп населения, выпущена серия информационно-просветительских материалов, а также заключен ряд соглашений о взаимодействии с администрациями регионов (Республика Дагестан, Воронежская область, Приморский край). В этом году нам удалось популяризовать проблему низкого уровня цифровой грамотности через СМИ, высшие учебные заведения, школы и другие площадки и привлечь к ее решению бизнес и государство. Мы видим, как уже сейчас бизнес стал самостоятельно обучать своих пользователей правильному и безопасному использованию интернета, – прокомментировал Сергей Гребенников, Директор РОЦИТ. — В 2017 году мы планируем продолжить работу по взаимодействию государства, бизнеса и пользователей для повышения уровня цифровой грамотности населения всей страны. В частности, большое внимание стоит уделить внедрению уроков по цифровой грамотности в школьную программу, сделать их регулярными. Сейчас проводимые нами уроки носят периодический и точечный характер, что, конечно, не позволяет говорить о повышении уровня цифровой грамотности всего населения России».

Радикальные изменения произошли в сфере потребления цифровых государственных услуг. Если в ходе общероссийского опроса, проведенного в 2015 году, доля респондентов, не пользующихся данным видом сервисов, составляла 70,3%, то в 2016 году она сократилось до 26,4%. Значительно чаще россияне стали пользоваться возможностями оплаты услуг ЖКХ и телефонной связи, вызова врача на дом или записи в поликлинику, оплаты штрафов или услуг ГИБДД и др.

Зафиксирован рост уровня компетенций пользования поисковыми системами. Если в 2015 году к ним обращались каждый или почти каждый день 38,9% взрослых россиян, то в 2016 году данный параметр достиг 42,3%. Повысилась финансовая онлайн активность населения. Например, в 2015 году оплачивали через интернет штрафы, пошлины, счета 9,4% россиян. В 2016 году этот показатель достиг 17,5%.

Усложнение медийной среды и интенсификация использования цифровых устройств приводят к сокращению числа людей, готовых самостоятельно справляться с информационными угрозами.В 2015 году в случае угрозы данным на электронном устройстве (компьютер, планшет и др.) или вирусной атаки самостоятельно решать проблему были готовы 16,9% россиян, в 2016 году – на 1,1% меньше. При этом доля людей, собирающихся в такой ситуации обратиться к профессионалам, увеличилась на 15,3%, достигнув 53,4%.

Подробные результаты исследования «Индекс цифровой грамотности граждан РФ 2016» опубликованы на официальном сайте проекта — цифроваяграмотность.рф.

Поделиться: