Дана Богданова, 9 класс (г. Салехард, ЯНАО)
Цифровая грамотность — набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета, это умение пользоваться Интернет-возможностями «во всей совокупности». Сюда входит умение искать информацию, правильно ее оценивать, и вдобавок – навыки защиты от интернет-угроз. Информационно-просветительской деятельностью в плане использования сетевых сервисов в России занимаются далеко не первый год – и параллельно с этим «цифровую грамотность» регулярно измеряют.
Включает в себя:
- Цифровое потребление — использование интернет-услуг для работы и жизни
- Цифровые компетенции — навыки эффективного пользования технологиями
- Цифровую безопасность — основы безопасности в сети
Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ-грамотностью. Цифровая грамотность служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг.
Цифровая грамотность – рамочное понятие, объединяющее важные группы навыков: компьютерная грамотность включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров, ИКТ грамотность включает коммуникационную составляющую как набор пользовательских навыков для использования сервисов и культурных предложений, которые поддерживаются компьютером и распределяются через Интернет, и информационную составляющую, которая сосредоточена на ключевых аспектах общества, основанного на знаниях: способности оптимальным образом находить, получать, выбирать, обрабатывать, создавать и использовать цифровую информацию.
Цифровая грамотность является «возможностью использования цифровых технологий и знать, когда и как его использовать». Цифровая грамотность, когда студенты имеют возможность взаимодействовать с мультимедиа читать и интерпретировать текст, звуки и изображения. Цифровая грамотность, когда студенты могут манипулировать и оценивать данные, чтобы построить свой собственный мысль. Цифровая грамотность также включает в себя студенческую идею, имея знания о том, как использовать технологии, чтобы построить смысл, но самое главное способами, которые соответствуют их потребностям.
Прогресс информационных технологий в течение последних 50 лет поистине феноменальный. И нет признаков его замедления. Мы являемся свидетелями формирования мира, движущей силой которого является постоянная взаимосвязь, в котором использование внешних ресурсов является естественным следствием глобализации и в котором устройства, обладающие выходом в интернет используются повсеместно во всех областях нашей жизни. Компьютеры и интернет проникают во все отрасли экономики.
Лишь 50 лет назад мир был полон стен и отдельных приспособлений, которые не могли работать вместе. Теперь все наши приборы взаимосвязаны и могут без дополнительных усилий работать сообща. Технология освобождает индустрию развлечений от былых ограничений. Ближайшие несколько лет обещают коренным образом изменить наше представление о просмотре фильмов, фотографий, прослушивании музыки и даже чтении книг. Это сделает людей независимыми от времени и места. Это будут огромные перемены.
Детям и молодежи цифровой эпохи нужна новая модель развития, основанная на применении ИКТ для формирования визуального языка обучения. Это побуждает нас пересматривать традиционные представления о художественном развитии детей и молодежи. Аналогичным образом, обучение музыке или дизайну ведет к новым, ориентированным на творчество видам цифровой грамотности. Творчество как основной компонент цифровой грамотности, вероятно, станет главной характеристикой применения ИКТ в XXI веке, точно так же, как потребление информации определяло последние десятилетия ХХ века. Если цифровая грамотность будет включать развитие творческих способностей, то образовательные методики должны будут изменяться.