В Высшей школе экономики состоялся круглый стол, посвященный развитию ИТ-образования для школьников и студентов. К участию в мероприятии были приглашены и представители домена .ДЕТИ
20 апреля в Высшей школе экономики состоялся круглый стол «Будущее ИТ-образования в России», в рамках которого представители ведущих вузов и крупных ИТ-компаний страны обсудили стратегию подготовки кадров для работы с инновационными, информационно-коммуникационными технологиями.
Организатором мероприятия выступила компания Postgres Professional совместно с Национальным Исследовательским Университетом ВШЭ и Центром развития ИТ-образования МФТИ.
Во вступительной части Круглого стола были озвучены свежие данные о состоянии рынка труда в сфере ИТ, интернета и телекома. Так, по данным HeadHunter, в I квартале 2017 года на одну вакансию в ИКТ-отрасли претендовало в примерно 3,3 соискателя; при этом в среднем по рынку (во всех сферах занятости) на одно место претендует 7,5 соискателей. Таким образом, можно говорить о дефиците специалистов в сфере ИТ, интернета и телекома.
Представляют интерес и результаты исследований столичного рынка труда: в Москве количество ИКТ-специалистов, ищущих работу, уменьшилось на 1%, в то время как незанятых рабочих мест стало на 23% (!) больше, что также явно свидетельствует об обострении дефицита ИКТ-специалистов в столице.
Непосредственная дискуссия открылась докладом Виктории Бунчук, руководителя проектов фонда «Разумный интернет», выполняющего функции регистратуры домена .ДЕТИ. Она представила образовательные проекты для школьников, которые реализуются Фондом совместно с Координационным центром национальных доменов .RU и .РФ. «Логично, что Круглый стол открывается именно моим выступлением, ведь большая часть наших просветительских инициатив направлена на школьников, то есть будущих абитуриентов, которые затем станут студентами ваших вузов, — прокомментировала Виктория. — Другими словами, мы воспитываем в детях интерес к информационным технологиям, а также стараемся пробудить в них желание осваивать ИТ-инструменты дальше, все глубже вникая в тему и одновременно “прокачивая” свой уровень от “новичка” до настоящего айтишника».
Среди инициатив, о которых рассказала Виктория:
- поддержка просветительских сайтов в рамках доменной зоны .ДЕТИ, например, персональныеданные.дети (совместный проект Фонда и Роскомнадзора, который объясняет детям посредством интерактивных игр понятие персональных данных, а также учит соблюдать конфиденциальность при использовании информационных технологий);
- образовательный проект «Изучи интернет — управляй им!», с помощью которого дети осваивают азы интернет- и компьютерной науки; задачи представлены также в форме игр, пазлов, филвордов и проч.; к работе над проектом Фонд и Координационный центр также привлекает старшеклассников, которым не только доверяют роли «сценаристов», но также разработчиков начального уровня;
- «Дот-журналистика. Юнкоры» — конкурс для начинающих журналистов, которые хотят и любят писать об интернет-технологиях (в рамках конкурса проводятся творческие встречи со школьниками, где объясняются азы интернет-журналистики); и другие.
«Кстати, прошу обратить особое внимание на то, что для сайтов наших проектов мы стараемся подбирать адреса в кириллических доменных зонах, в частности, в .ДЕТИ и .РФ. Таким образом, проекты становятся еще более доступными для начинающих пользователей, которые делают первые шаги в освоении IT-технологий», — отметила Виктория.
Дискуссия продолжилась обсуждением образовательных инициатив, направленных уже на студентов и молодых специалистов. По мнению представителей вузов, принимавших участие в Круглом столе (ВШЭ, МФТИ, ИТМО, МГУ ВМК и проч.), нехватка ИТ-кадров очевидна, тем более она усугубляется проблемой «утечки мозгов» – молодых специалистов буквально «переманивают» зарубежные вузы и международные компании, поскольку могут предложить иногда на порядок лучшие условия работы.
По мнению Дмитрия Волошина, основателя платформы онлайн-образования для разработчиков «Отус», еще одна видимая проблема высшего ИТ-образования в России – его несоответствие уровню развития интернет-технологий: «Вузы не научились готовить специалистов среднего уровня. Сейчас из институтов выходят по большей части новички с низким уровнем компетенций или, наоборот, «элита», которую невозможно, да и не нужно “заставлять” работать системщиками».
При этом эксперты отметили положительную тенденцию во взаимодействии вузов и бизнеса. «Правильный подход к образованию айтишника, когда бизнес формулирует требования к ИТ-специалистам, а вуз подстраивает под эти требования, по сути — требования времени, свои программы. Сегодня ИТ-компании «приходят» в университеты с авторскими образовательными программами и, получается, сами для себя воспитывают специалистов», — прокомментировал Федотов Михаил, профессор и заместитель декана по учебной работе ВМК МГУ.
В частности, о систематической работе Mail.ru в этом направлении рассказала руководитель образовательного направления ГК Ольга Августан: ежегодно Mail.ru проводит международную олимпиаду для программистов Russian Code Cup, VK Cup, Форумы Технологий, а также активно сотрудничает с кафедрами в вузах.