Валерия Овсянникова, ученица 11 класса (п.г.т. Уренгой, ЯНАО)
Сегодня в нашем инновационном мире практически нельзя прожить без современных устройств. Интернет-паутина охватывает средства связи, средства массовой информации, социальные сети и многое другое. Чтобы не запутаться в этой паутине, современному человеку необходимо обладать цифровой грамотностью. И нужно это еще потому, чтобы всегда быть на шаг впереди своих конкурентов и идти в ногу со временем. Со стремительным развитием компьютерных технологий возрастает необходимость защищать свои интернет-ресурсы.
Что же такое цифровая грамотность? В словаре мы находим такое определение: «Цифровая грамотность — набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета». Не каждый человек в своей жизни сталкивается с кодированием, созданием программ и различных сайтов. Данностью современного мира является тот факт, что цифровая среда становится «средой обитания» для очень многих людей. В связи с этим людям так или иначе приходится сталкиваться с различными трудностями, с которыми необходимо уметь справляться. Поэтому повышение уровня цифровой грамотности пользователей интернета очень важно для развития страны в целом. Этому способствуют открытые уроки и мастер-классы в школе, различные анкетирования, помогающие выявлять уровень компьютерных знаний.
Однако не всем приходится сталкиваться со сложными вопросами в области компьютерных технологий или сети интернет, поэтому люди старшего возраста могут и вовсе отвергать все новшества современного мира. Но для нынешнего молодого поколения игнорирование инноваций просто непозволительно, так как интернет — это неотъемлемая часть жизни современного человека. Но всем ли удается пользоваться ресурсами интернета правильно?
В России уже не один год занимаются информационно-просветительской деятельностью и регулярно измеряют «цифровую грамотность». Мы тоже не остались в стороне и провели небольшое исследование среди учащихся моей школы, для того чтобы найти ответ на вопрос об уровне грамотности подростков. Ученикам 9-11 классов было предложено несколько несложных заданий.
Их ответы распределились следующим образом:
Самостоятельно подключиться к Интернету могут 73% респондентов. Многие из опрошенных в свободное время предпочитают смотреть сериалы в интернете (42%). Это говорит о том, что всерьез интересующихся, например, кодированием или графическим дизайном в моей школе не так много. Данные занятия не вызывают интереса у учащихся. Мы проверили, знакомы ли ребята с компьютерной терминологией. Оказалось, что многим предложенные термины знакомы (40%). На вопрос «Что вы используете для защиты ваших данных в Сети?» 75% участников ответили, что используют пароли из букв, цифр, символов. На мой взгляд, такая защита способствует неплохой пользовательской безопасности. Однако специалисты используют более сложный уровень защиты данных.
Как работать с фотографиями, знают все. Такие программы, как Photoshop, Lightroom, являются профессиональными, они содержат множество функций по улучшению фотографий. Каждый из нас хочет выглядеть красиво не только в жизни, но еще и на страницах социальных сетей. Именно поэтому фотошоп пользуется популярностью у пользователей. Также все мы хорошо осведомлены, где искать нужную информацию. 85% опрошенных учеников знакомы с браузером как помощником в просторах интернета. Но когда дело доходит до обслуживания систем, тут мы впадаем в панику, так как думаем, что все системы проверяются автоматически. Опытные пользователи создают резервные копии, некоторые наши респонденты тоже знают об этом «секрете» (25%).
Интересным для меня стал вопрос «Как вы общаетесь с друзьями и близкими, которые живут далеко от вас?» Большинство учащихся ответили, что делают это в социальных сетях (Facebook, Вконтакте и т.д.). Напрашивается вывод, что людям проще написать сообщение в интернете, чем звонить в скайп или по телефону. Общение в социальной сети («Вконтакте») позволяет людям не отвлекаться от других дел. Да и многие из нас разучились общаться с людьми «глаза в глаза».
Полученные результаты позволяют говорить о том, что современный школьник идет в ногу со временем и в будущем у молодежи не должно возникать серьезных проблем в использовании компьютерных технологий. Однако компьютер, став неотъемлемой частью нашей жизни, несет и «неблагоприятные» последствия. Это, в первую очередь, снижение уровня грамотности, поскольку пользователи сводят к минимуму использование сложных синтаксических конструкций, не обращают внимания на орфографию, пытаясь таким образом упростить свою речь. Также частое пребывание в социальных сетях сводит к минимуму читательский интерес. Социальные сети вытесняют живое общение. Пожалуй, это одна из главных проблем современного общества – замена реального общения виртуальным. Так что важно для нас, обладающих цифровой грамотностью пользователей – реальное общение с людьми и умение получать полезную информацию или тотальное погружение в компьютерную вселенную?