Кибербуллинг, троллинг, моббинг — еще недавно никто не знал этих слов, а сегодня травля в интернете стала предметом беспокойства на государственном уровне
Пять лет назад Екатерина стала жертвой травли одноклассника в соцсети «ВКонтакте». На тот момент девушке было 13 лет, но она по-прежнему вспоминает эту историю с ужасом.
К счастью, Екатерина обратилась за помощью к родным, и те отнеслись к словам подростка всерьез.
«Сначала я обратилась к матери, а она, в свою очередь, пошла к директору школы, после чего с моим одноклассником проводили беседу. Точно не помню, но вроде полиция тоже была к этому подключена», — вспоминает жертва кибербуллинга. После этого случая девушка изменила свое поведение в интернете: она сделала аккаунты в соцсетях приватными и отправила в черный список людей, которые ее запугивали.
Группа ненависти
По данным ВОЗ, в России 19% подростков в возрасте 11 лет хотя бы раз подвергались кибербуллингу. Для сравнения: в Германии этот показатель в четыре раза ниже (4%), во Франции от травли в Сети страдают 3% детей, в Швеции — всего 2%.
Директор компании «Фонд Развития Интернет» и руководитель линии помощи «Дети онлайн», доктор психологических наук Галина Солдатова говорит, что доля обращений, связанных с проблемами онлайн-общения, составляет 41% от всех звонков, которые поступают в службу.
«Самый классический сценарий: компания одноклассников создает так называемую группу ненависти, где размещает фотографии жертвы, подписывает неприятными, унизительными комментариями. Такие группы нередко закрытые, и взрослые не знают о них ничего до тех пор, пока каким-то образом не станет очевидной происходящая с ребенком драма», — объясняет специалист.
В зоне риска
Массовый троллинг в соцсетях имеет множество форм: унизительные фотографии и видео, оскорбительные записи, угрозы, шантаж, преследования или бойкот. Возможность анонимно и безнаказанно травить иногда даже незнакомого человека развязала руки тем, кто в реальной жизни, возможно, не рискнул бы проявлять агрессию.
«Постоянный доступ к современным технологиям дает обидчикам возможность травить жертву 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Кроме того, анонимность позволяет агрессорам чувствовать себя менее уязвимыми и менее ответственными за свои действия. Поскольку эмоциональная реакция жертвы не видна, агрессор зачастую не осознает тот вред, который он наносит», — говорит Галина Солдатова.
Больше всего от кибербуллинга страдают дети 9-12 лет. Подростки старшего возраста переживают из-за агрессии меньше — 64% опрошенных заявляют, что сразу справляются с неприятной ситуацией. Потенциально стать жертвой онлайн-травли может любой, но есть и характерные черты, помогающие распознать ребенка, который находится в зоне риска.
«Жертв отличает ряд психологических особенностей: низкий уровень социальной адаптации, слабо развитые навыки общения, низкий уровень цифровой компетентности, социальная тревожность, отсутствие поддержки и эмоциональной включенности со стороны родителей, а также низкий уровень самооценки», — объясняет Галина Солдатова.
Проблема усугубляется тем, что подростки чаще всего не рассказывают о неприятном онлайн-опыте взрослым. В 2016 году «Лаборатория Касперского» провела международное исследование поведения детей в интернете и установила, что больше половины несовершеннолетних пользователей (58%) скрывают от родителей, чем занимаются в Сети.
Детей просто не учат правилам общения в Сети, отмечает один из создателей проекта «Антикибермоббинг», коммуникативист, администратор сообщества ANTI-CyberMOBBING Элина Кац.
«Если проблема травли в школе поднималась даже в старых фильмах (например, «Чучело»), то, о том, что в интернете должны действовать те же правила, что и в обычной жизни, мало кто задумывался, а школа не учила. Знаете, раньше детей еще в детсаду учили: «не разговаривай с чужими людьми на улице», «не садись к незнакомцу в машину», то теперь вызвать «Убер» и сесть в машину к незнакомцу, которого никогда в жизни не видела, стало нормой», — считает Кац.
Как помочь
Чаще всего травля в интернете приводит к низкой самооценке, депрессии, в крайних случаях — к мыслям о суициде. В последние годы западные СМИ все чаще обсуждают случаи, когда дети покончили с собой, не выдержав травли в интернете.
«Слава богу, что в России нет таких нашумевших случаев со смертельным исходом, как гибель Аманды Тодд (16-летняя канадская девушка, которая повесилась в 2012 году после того, как стала жертвой травли 35-летнего незнакомца из Голландии. — Прим. ред.). Но «популярность», приобретенная необдуманными действиями молодых и не только молодых людей в Сети, может преследовать их всю жизнь», — говорит Элина Кац.
Наказать онлайн-задиру можно, надо лишь знать, куда обратиться, отмечает Элина Кац.
«Мы консультируем, помогаем правильно собрать доказательства и обратиться сначала в техподдержку социальных сетей (ВК, ОК, «Фейсбук» и так далее) при необходимости и в правоохранительные органы для защиты своей чести и достоинства. Например, было обращение от девушки, которая стала «звездой «Ютуба» потому, что ее бывший возлюбленный начал снимать видеоролики, в которых оскорблял ее и всех женщин, воспитывающих детей после развода (так называемых РСП — «разведенок с прицепом»). На сегодняшний день горе-блогеру заблокировали уже восемь каналов в YouTube (со средним числом подписчиков около двух тысяч зрителей и просмотрами более 60 тысяч под каждым видео). Материалы дела переданы в прокуратуру», — говорит Кац.
Известно, что от травли в интернете страдают не только подростки. Часто жертвами кибербуллинга становятся члены рабочего коллектива — их могут притеснять в Сети коллеги или начальник. Однако, в отличие от взрослого, ребенок не всегда может заблокировать или игнорировать обидчика. Еще сложнее подростку не принимать слова сверстников близко к сердцу, поэтому так важно, чтобы рядом был знающий человек, который поможет.
Источник: РИА Новости