Медиамногозадачность: стоит ли беспокоиться?

Ученые пока не знают, как относиться к феномену многозадачности, но в современном мире эта способность необходима, и ее можно развивать

Мы живем в мире все возрастающей сложности, разнообразия и неопределенности. Это порождает различные явления и феномены, один из самых необычных – многозадачность. Сегодня нам постоянно приходится заниматься несколькими делами одновременно. Так делают и взрослые, и дети. Взрослые чаще вынужденно – под диктовку стремительного темпа жизни, с трудом преодолевая прежние привычки и стереотипы. А вот подрастающим поколениям, которые родились в цифровом мире, многозадачность дается легко и непринужденно. Но как способность молодых людей делать много дел сразу влияет на результат и на них самих?

Ответы — в статье Галины Солдатовой и Алины Трифоновой, опубликованной на страницах журнала «Дети в информационном обществе». Публикуем отрывки.

* * *

…Ученые обнаружили, что коэффициент интеллекта взрослых людей, работавших в режиме многозадачности, сравним с аналогичным показателем тех, кто провел тяжелую бессонную ночь.

…Но есть и другая часть населения – дети цифрового века. Для них однозадачность – это монотонность, унылость и скука для неудачников, а многозадачность – как раз нормально, нечто само собой разумеющееся: а разве можно жить в цифровую эпоху иначе?

…Цифровое поколение со своими гаджетами с малых лет всегда «на связи». Один только этот факт уже становится основой режима многозадачности, в котором естественным образом живут современные дети.

Ученые подсчитали, что старшеклассники, сидя за компьютером, меняют деятельность и переходят от одного онлайн-ресурса к другому только за одну минуту три раза. Можно предположить, что в течение 20 секунд они все же сосредоточены и сконцентрированы, но сама такая концентрация имеет клиповый характер.

В последние годы появился вариант многозадачности, известный как медиамногозадачность. Условия его возникновения – это наша повседневность: одновременное использование различных электронных устройств, совмещение разных источников информации, сочетание онлайн- и офлайн-активностей.

Существуют различия в типах медиамногозадачности по фактору пола, возраста и культуры. Например, девочки школьного возраста чаще совмещают выполнение домашнего задания с прослушиванием музыки и общением в чатах, а мальчики – с компьютерными играми. Подростки 13-16 лет чаще всего совмещают онлайн-серфинг и прослушивание музыки, а взрослые 50-65 лет – проверку электронной почты с прослушиванием радио.

Уже на этапе начальной школы можно увидеть качественные различия в «детской» и «взрослой» многозадачности: родители вынуждены параллельно выполнять несколько дел в силу недостатка времени и необходимости повышения собственной эффективности или же на работе, где уже сложилась определенная «офисная субкультура», для детей же такой формат становится привычным способом работы с информацией – так интереснее и удобнее. Таким образом, мы можем констатировать, что с приходом интернета и смартфонов эпоха доминирования однозадачности завершилась.

…С другой стороны, исходя из многозадачной реальности и нейропластичности человеческого мозга, мы можем предположить и надеяться, что возможна эффективная адаптация когнитивных систем человека к современной ситуации. Есть основания утверждать, что современный ребенок может развить в себе способность к многозадачности и уметь эффективно делать то, что не умел его сверстник в прошлом веке.

… В целом ряде исследований психологов европейских и американских университетов показано, что для подростков и юношей с высоким уровнем медиамногозадачности характерен более широкий объем внимания, высокая способность к переключению внимания даже для ситуаций узконаправленной деятельности.

…Наряду с такими оптимистичными выводами известны данные о том, что устойчивость и концентрация внимания, а также способность удерживать в памяти оперативную информацию, необходимую для решения актуальной задачи, у «тяжелых» многозадачников снижены. Такой дефицит в работе оперативной памяти может быть следствием широкой зоны внимания, характерной для таких людей. Психологи из Стэнфордского университета в США также обнаружили, что такая расширенная зона внимания вместе со сниженной производительностью оперативной памяти отражается и на ухудшении долговременной памяти у подростков и молодых людей с высоким уровнем медиамногозадачности.

… Авторы исследования пришли к выводу, что, когда человек реагирует на слишком большое количество раздражителей, он, независимо от пола и возраста, теряет способность различать важные и неважные отвлекающие факторы.

…«тяжелым» многозадачникам приписывают более поверхностный стиль деятельности, что предполагает снижение качества обработки информации, низкий уровень анализа проблемы и большее число ошибок ввиду совмещения разных видов деятельности. Различные исследователи предполагают также (хотя надежных эмпирических доказательств этому мы не нашли),
что постоянная активность в режиме многозадачности ведет к утомлению и истощению, а также к возникновению тревожных и депрессивных состояний.

Подводя итоги по сравнению «легких» и «тяжелых» многозадачников, можно сделать следующий вывод. В ситуации дефицита времени «тяжелые» многозадачники способны быстрее и эффективнее вникать в суть проблемы, решать несколько задач одновременно и рационально распределять свое время. Однако такой интенсивный темп и широкий охват проблем лишает их возможности детального изучения информации и формирует поверхностный стиль работы. При этом пересечение решаемых задач в различных сферах повышает вероятность возникновения ошибок, а постоянная деятельность в режиме многозадачности ведет к быстрому утомлению и даже истощению. «Легкие» многозадачники и однозадачники способны к более подробному анализу одной конкретной проблемы, что повышает их качественный показатель (одного определенного дела). Да, действительно, выполнение одного дела обычно эффективнее. Но режим последовательного решения текущих задач в целом приводит к увеличению времени их выполнения, в то время как темп жизни все ускоряется.

…Поскольку повседневная жизнь наших детей навязывает формат многозадачности, системе образования следует внимательно отнестись к этому факту и, адаптируясь под этот новый формат, не только позволить, но и содействовать появлению все большего количества молодых Цезарей.

…есть большая вероятность попасть в ловушку многозадачности, когда и дети, и взрослые, получая удовлетворение от активной и разнообразной деятельности, попадают во власть целого ряда иллюзий:

  • иллюзия более быстрого одновременного решения нескольких задач:
  • иллюзия собственной эффективности
  • иллюзия охвата большого объема информации
  • иллюзия способности к многозадачности.

…Ученые доказывают, что эффективные «многозадачники» – это как раз те люди, которые стараются и более склонны действовать последовательно, а не делать несколько дел одновременно.

…Но именно в цифровую эпоху эта способность становится как никогда востребованной, и поэтому ее следует развивать с детства.

* * *

Полная версия материала доступна на сайте журнала «Дети в информационном обществе».

Поделиться: