Марьяна Безруких: «Технические новинки не делают ребенка более творческим и самостоятельным»

Директор Института возрастной физиологии РАО о сегодняшних детях, традиционной школе и гипердиагностике — в интервью журналу «Дети в информационном обществе». Приводим выдержки из него

...Психиатр и нейрофизиолог Манфред Шпитцер в своей книге «Антимозг» утверждает, что под влиянием технологий мозг у современных детей атрофируется […] Данные наших нейрофизиологических исследований не дают оснований для подобных умозаключений … ни о какой атрофии мозга у современных детей говорить не приходится. Однако нет сомнения, что изменилась информационная среда. Книга, в прошлом главный источник знаний, теряет свою позицию. Изменились формы подачи информации: визуальная (цветная, динамичная,со звуковым сопровождением) более привлекательна, интересна. Меняется восприятие, но пока еще не очень ясно, как и что происходит в разном возрасте. Однако понятно, что это не ведет к «атрофии мозга», просто у ребенка (и у мозга) появляются другие задачи. Не исключено, что более сложные.

… Сегодня очень активно исследуется влияние многозадачности (необходимости решать одновременно несколько задач) на мозг. Мнения специалистов по оценке влияния многозадачности на морфологию и функционирование мозга неоднозначны. Необходимы долгосрочные исследования. Скорее всего, это не одновременное выполнение, а очень быстрое последовательное переключение с одной задачи на другую. Способность быстро переключаться зависит и от индивидуальных особенностей, и от возраста. Например, для детей дошкольного возраста это практически не решаемая задача.

…Практически все исследователи считают, что многозадачность, особенно в условиях ограничения времени, связана с эмоциональными проблемами, депрессией, повышенной тревожностью. Фактически это стрессовая ситуация, а стресс отрицательно влияет на морфофункциональное развитие мозга.

Существующий миф о том, что современные дети имеют более высокий интеллект, чем их сверстники двадцати-тридцатилетней давности, нашими исследованиями не подтверждается. Да, современные дети, возможно, лучше (не с чем сравнивать) разбираются в гаджетах: двух-трехлетний малыш часто способен найти свой мультик в планшете, знает, на какие значки нужно нажать, – но он может при этом совсем не говорить, и в последствиях подобной ситуации нам еще предстоит разобраться.

В то же время система обучения очень мало изменилась за последние пятьдесят лет. Электронные доски и электронные учебники, ноутбуки и ридеры практически не повлияли на характер деятельности ребенка на уроках. Все эти технические новинки не делают ребенка более творческим и самостоятельным, только растет число детей с проблемами письма, чтения, счета. А это значит, что плохо формируются базовые учебные навыки.

Традиционно в школьном обучении базовое значение имеет текст, но сегодня видеоряд побеждает текст, особенно сложный. Значит, нужно думать, как без ущерба для процесса обучения это менять. Еще раз подчеркну: не «достраивая» и «пристраивая» видеоряд, а принципиально меняя технологию.

Нет двух абсолютно одинаковых детей: у каждого свой темп развития, свои особенности, свои преимущества и ограничения, склонности и предпочтения.

28_gost_nomera

Источник: Дети в информационном обществе

Поделиться: