Знания по запросам

Новые медиа как образовательная среда современных школьников: обзор исследования факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова

Часто взрослым сложно разобраться в том, полезен или нет интернет для детей, сколько времени разрешать проводить ребенку в сети, стоит ли ограничивать доступный контент. В исследовании Анны Толоконниковой, кандидата филологических наук, доцента кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, акцентируется внимание на положительных аспектах использования несовершеннолетними интернета. Автор опирается на зарубежный опыт, российские нормативные документы и данные социологических исследований, чтобы сформировать ряд рекомендаций родителям по организации доступа детей к сети.

В статье автор приводит классификацию детей по возрастным группам, отталкиваясь от потребностей и принятой системы российского образования: а) до 6 лет; в) 7-11; г) 12-15; д) 16-17. Подобная классификация так же совпадает с категориями градации контента, представленными в законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Далее в статье автор проводит анализ потребностей и получаемой пользы для каждой возрастной группы.

Так, опираясь на рекомендации французской ассоциации педиатров, автор считает необходимым полностью ограничивать доступ к телевизору и компьютеру детям до 3 лет, а детей от 3 до 6 лет оградить от видеоигр. Во время обучения ребенка в начальной школе, родителям рекомендуется взять на себя роль подбора развлекательного и обучающего контента в сети. Рассуждая на тему поиска обучающих материалов, автор заявляет: «Поскольку большинство российских школ учатся по одинаковым программам, то родители, участвующие в подготовке домашних заданий, создают в сети тематические сообщества, где без труда можно найти ответы на те задания, при выполнении которых у ребенка возникают затруднения: достаточно дословно ввести вопрос из учебника в строку поиска и получить варианты решения». Исследователь отмечает, что интернет вышел на первое место по количеству и качеству как развлекательного, так и педагогического детского контента, а также даёт конкретные рекомендации и ссылки на подобные ресурсы.

Следующую возрастную группу характеризует резкое возрастание учебной нагрузки, рост его самостоятельности в обучении, в том числе в обращении к интернету. Отмечается положительная роль, оказываемая сетевыми ресурсами в подготовке домашних и самостоятельных работ, а также их использование, как ресурсов для саморазвития и развлечения. Результатом этого периода развития должно стать освоение навыков взаимодействия с интернетом: «самостоятельно работать с информацией, правильно формулировать запрос, фильтровать источники, отбирать необходимые факты».

Главной особенность периода старшей школы, исследователь считает развитие критического восприятия информации подростком: «К этому моменту у него (ребенка) обычно сформирован и определенный список «полезных» сайтов. Теперь восприятие размещенной в сети информации становится все более критичным: ученик уже не ограничивается одной Википедией, а начинает перепроверять прочитанное. Доверие у него формируется лишь к наиболее авторитетным сайтам». Этот период также характеризуется ростом времени, проводимым в сети. Отмечается огромная роль сетевых ресурсов при подготовке государственным экзаменам, а на наиболее важные и интересные веб-страницы даются ссылки.

Таким образом, данная статья направлена на выделение положительных аспектов деятельности школьников в интернете, формирование правильного вектора поведения для родителей, чтобы «превратить ребенка в компетентного пользователя».

Подводя итог, автор пишет: «Приведенные в рамках настоящей статьи статистические данные, мнения психологов и результаты опросов самих школьников говорят о том, что информационные потребности последних сильно разнятся в зависимости от возраста. Следовательно, как и в случае с приобщением детей к мировому литературному наследию, знакомство юного поколения с интернетом должно быть последовательным и постепенным, а также соответствовать возрасту».

tolokonnikova-05-16_final

Источник: МедиаАльманах

Поделиться: