Образовательная робототехника в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Как привить детям базовые знания и навыки проектирования, конструирования и программирования?

Представляем результаты исследования, проведенного специалистами Пермского национального исследовательского политехнического университета. В материале также содержится теоретическое обоснование необходимости проведения занятий по робототехнике у детей в младшем школьном возрасте, приводится описание разработанной авторами статьи методики обучения «Хорошо играть», направленной на привитие у детей базовых знаний и навыков проектирования, конструирования и программирования.

В первой части статьи исследователи обращают внимание на данные, согласно которым процент приобщения детей к высокотехнологичным гаджетам и сети растет из года в год. «Происходит это вследствие того, что посредством применения техники дети подражают взрослым, поэтому взрослые техноигрушки переходят в мир детской игры». Так же авторы исследуют историю развития рынка высоких технологий, социологические опросы, связанные с детьми и интернетом и нормативные документы РФ, посвященные проблематике воспитания молодого поколения. Из анализа этих факторов делается вывод, что «исходя из активного использования детьми современных технологий и важности обучения детей элементам компьютерной грамотности, популярной и повсеместной становится заинтересованность педагогического сообщества в возможностях, предлагаемых образовательной робототехникой».

Следом авторы дают определение термину «образовательная робототехника» — «это новое направление, нацеленное на повышение эффективности образования, на активное использование детьми современных технологий, элементов компьютерной грамотности, формирование социальных компетенций и гражданских установок». Авторы проводят анализ нескольких проектов в области робототехники для детей и объясняют, что уникальность разработанной ими программы «Хорошо играть», состоит в том, что она в первую очередь направлена на детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Кратко авторы описывают суть разработанной методики так: «Первый модуль программы ориентирован на познавательное развитие детей и нацелен на формирование личности, обладающей ключевыми компетенциями и навыками работы в сферах конструирования, программирования и проектирования. Этот модуль содержит два раздела, условно названных «ребенок – педагог» и «ребенок – ребенок». Второй модуль программы озаглавлен «ребенок – команда». Основная цель обучения во втором модуле – развитие технического мышления, на основе кооперации и коллективной деятельности, что способствует формированию в более старшем возрасте не только навыков самостоятельной постановки цели, ее реализации, контроля и оценки своих достижений, формируя, тем самым, не только собственное мнение, но и умения работать в команде». Далее, основываясь на трудах психологов и педагогов, исследователи более подробно описывают модули и этапы своей образовательной программы и их образовательный и педагогический эффекты.

В заключительной части статьи авторы описывают опыт внедрения программы «Хорошо играть» в одном из образовательных центров Пермского края. Изучая результаты применения методики, исследователи описываю наблюдаемые эффекты: «…у детей вырабатывается собственный аналитический взгляд на себя, на продукт своей деятельности и на партнера, […] развивается критическое мышление и профессионализм, […] развитие умений, необходимых современному человеку не только в проектной робототехнической активности, но и в жизни в целом».

obrazovatelnaya-robototehnika-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta

Источник: Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Поделиться: