Учим ребенка программировать, играя

Мы протестировали и попробовали оценить 9 ресурсов, с помощью которых ребенок легко и с интересом сможет начать изучение программирования

Современные технологии с каждым днем все сильнее влияют на жизнь общества, и перед человеком уже не стоит вопрос, пригодится ли мне или моему ребенку компьютерная грамотность. Все чаще люди хотят узнать, как и с чего начать. Подобный спрос породил и соответствующее предложение – на свет стали появляться разнообразные приложения и ресурсы, которые предлагают образовательные программы по информатике для детей старше 4 лет. В данном материале мы рассмотрели несколько наиболее интересных на наш взгляд проектов, причем многие из них будут полезны даже взрослым.

Прежде всего стоит отметить, что программирование – сложная, комплексная область знаний, заключающаяся не в зазубривании синтаксиса того или иного языка. В первую очередь, изучение программирования требует развития логики, способности планировать, составлять последовательность действий, выполнение которой приведет к достижению результата. Во-вторых, большинство современных языков программирования основаны на английском языке в силу как технологических, так и исторических особенностей развития информационных технологий. Поэтому большинство рассмотренных проектов потребуют базовых знаний английского языка или их получения в процессе обучения. Мы считаем, что совмещение игрового обучения информатике и английскому языку положительно сказывается на прогрессе изучения обеих дисциплин.

ПиктоМир

ПиктоМир – отечественная мультиплатформенная игра. Приложение разрабатывалось по заказу РАН. Обучение производится в игровой форме. Ребенок должен составить последовательность команд для робота. Цель – раскрасить игровое поле требуемым образом. Относительный плюс – игра полностью на русском. Как мы уже обсудили, изучение программирования и английского языка лучше совмещать. В целом, проект направлен в первую очередь на развитие логического мышления, чем на изучение какого-то конкретного языка программирования. Подойдет для детей 4+.

Доступность: браузеры, iOS, Android.

Ссылка: https://piktomir.ru/

Кодвардс

Кодвардс – российский образовательный портал, предлагающий курсы по информатике и программированию для детей. Обучение заключается в продумывании и составлении алгоритма решения поставленной задачи – продвижения робота по игровому полю. Интерфейс приложения очень прост – ветвящийся список выбора возможных действий и значений. Это избавляет от необходимости набирать какой-либо код вручную, однако псевдокод для выбранных действий отображается в отдельном окне. Минус приложения — в бесплатной версии доступно совсем немного заданий. Возрастная категория 7-12 лет.

Доступность: браузеры.

Ссылка: https://codewards.ru/

LightBot

LightBot – также игровое приложение, доступное не только в браузере, но и на iOS и Android. Главная цель заключается в развитии логического мышления и способности создавать последовательности действий для будущей реализации. Смысл такой же, как и в предыдущей игре – составить для робота-лампы алгоритм обхода карты, с целью подсветить заданные участки на поле. Игра доступна на очень легком английском языке. Благодаря своей приятной графике и анимации способна увлечь не только детей, но и взрослых. Подойдет для детей 4+.

Доступность: браузеры, iOS, Android.

Ссылка: http://lightbot.com

CodeMonkey

Игра CodeMonkey уже больше приближена к тому, что можно назвать программированием. Задача пользователя так же заключается в составлении маршрута для персонажа, в данном случае – обезьянки, чтобы она смогла добраться до разбросанных по карте бананов. Игровое поле разделено на две части, в левой части мы видим карту, а в правой располагается окно для ввода кода, представляющего собой скорее команды на английском, чем синтаксис конкретного языка. После составления алгоритма нажимаем кнопку «Run» и наблюдаем результат на игровом поле. Просто и очень интересно. Подойдет для более старшего возраста 7+.

Доступна через браузер.

Ссылка: https://www.playcodemonkey.com/

Robozzle

Robozzle – еще одна игра-головоломка, требующая составления алгоритма прохождения персонажа-змейки по карте. Отличается от уже описанных игр более простой графикой и повышенной сложностью алгоритмов. Подойдет и для детей, и для взрослых, которые уже имеют опыт в использовании подобных приложений. Возрастная категория 9+.

Доступность: браузер, iOS, Android.

Ссылка: http://www.robozzle.com/

Code.org

Code.org – большой образовательный интернет-ресурс, созданный для обучения школьников программированию. На сайте есть несколько курсов по изучению основ информатики для возрастов. Курсы содержат и видеоуроки, и практические задачи-игры с персонажами известных фильмов и мультфильмов, таких как «Холодное сердце», «Звездные войны», «Ледниковый период». Так же имеется конструктор, в котором можно создать собственное приложение или игру. Обучение ведется с помощью логических блоков, которые, в общем-то, не являются используемым языком программирования, но при удачном завершении испытания есть возможность посмотреть, как эти блоки выглядят в реализации на популярном языке JavaScript. Практически весь ресурс переведен на русский язык. Возрастная категория от 4 до 16 лет.

Доступность: браузер

Ссылка: https://code.org/

Scratch

Крайне интересным проектом является Scratch. Скретч – это полноценный язык программирования, разработанный Массачусетским технологическим университетом, как среда для обучения программированию. Среда пользуется огромной популярностью во всем мире и переведена на многие языки, в том числе и русский. Скретч предоставляет пользователю инструменты для создания широкого спектра собственных приложений и игр на основе проектирования архитектуры из логических блоков. Особенность проекта в том, что в нем нет заданий или уровней, а обучение происходит в процессе решения конкретной проектной задачи, которую должен поставить сам ребенок, или родители. Подойдет для детей 10+.

Доступность: браузер, приложение Windows/Linux.

Ссылка: https://scratch.mit.edu/

CodeCombat

CodeCombat – это настоящая приключенческая игра, прохождение которой заключается в управлении выбранным героем, а игровой процесс представляет собой написание управляющего кода! В самом начале игра предлагает пользователю несколько героев на выбор, а также выбор языка программирования, большой плюс — среди представленных есть и крайне популярные сейчас Python и JavaScript. Геймплей заключается в оценке положения на игровом поле и дальнейшем написании полноценных программ на выбранном языке. При запуске кода герой, выбранный пользователем, начнет выполнять запрограммированные действия – бегать, сражаться, строить сооружения, взаимодействовать с другими персонажами. Это наиболее приближенный к изучению популярных языков программирования проект. Подойдет для детей 12+, но также может серьезно увлечь и взрослых.

Доступность: браузер.

Ссылка: https://codecombat.com

Minecraft

Многие уже слышали про эту игру-феномен. Появившись в 2011 году, Minecraft в настоящий момент является одной из самых популярных видеоигр в истории. В распоряжении игрока находится ничем не ограниченный мир, каждый элемент которого состоит из кубических блоков разных свойств. Эти блоки можно добывать и составлять из них собственные сооружения, игровые предметы и механизмы. Являясь головоломкой-конструктором, Minecraft прекрасно подходит для развития у детей логического и пространственного типов мышления. А возможность создать свой сервер и пригласить в игру друзей дает возможность тренировать работу в команде.  Подойдет для всех, кто старше 7 лет.

Доступность: приложения Windows/Linux, iOS, Android

Ссылка: https://minecraft.net

Вместо заключения

Расскажем еще об одном очень интересном и важном проекте – компьютере Raspberry Pi, размером с кредитную карточку. Достаточно подключить к нему монитор (или телевизор), клавиатуру и мышку, и вы получите полноценный компьютер под управлением операционной системы Raspbian – специальной версии Linux. В системе уже будут предустановлены языки программирования, о которых шла речь выше: Python и Scratch. При желании можно самостоятельно установить и многие другие.

Raspberry Pi изначально разрабатывался, как образовательный проект, призванный повысить заинтересованность школьников в изучении информатики и программирования. Однако компьютер нашел широкое применение не только в образовательных целях, но и в интернете вещей, робототехнике, электротехнике и многих других дисциплинах. Найти описание интересных детских проектов для этой системы с реализациями на Python и Scratch можно по ссылке https://projects.raspberrypi.org.

Роман Заводкин

Поделиться: