Инициатором выступил Институт исследований интернета при поддержке Фонда
Опубликованы результаты нового всероссийского исследования «Детский Рунет 2018», проведенного Институтом исследований интернета. Задача – сформировать базовый и регулярный набор метрик для оценки развития детского сегмента интернета в России.
» Полная версия исследования «Детский Рунет 2018»
Исследование поддержали: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, «Лаборатория Касперского», РОЦИТ и фонд «Разумный интернет».
Партнеры проекта, предоставившие актуальные статистические данные: Mediascope, система анализа социальных медиа Brand Analytics и фонд «Общественное мнение».
Детский Рунет — сегмент российского интернета, объединяющий детский контент и его потребителей; 24,5 млн россиян, включая детей и их родителей, посещают сайты, специализирующиеся на детском контенте. На платформах, включая социальные сети и видеохостинги, число потребителей детского контента составляет 41 млн человек.
Однако, если рассматривать не только аудиторию из России, но также стран ближнего и дальнего зарубежья, то на площадках Рунета присутствует порядка 53 млн активных потребителей детского контента, включая детей и взрослых.
Дети всё раньше начинают пользоваться интернетом: в среднем уже в 4-5 лет. Более трети делают это самостоятельно. У 44% детей в возрасте 5-7 лет есть собственный смартфон, у детей в возрасте 8-11 лет этот показатель равен 74%. Во многом эти тенденции связаны с развитием технологий, например, голосовых помощников, а также с появлением нового поколения родителей, которые сами с детства являются интернет-пользователями.
Главный тренд коммуникационных сервисов 2018 года у молодёжи — мобильные социальные видеоплатформы: like.video (доля авторов младше 18 лет — более 70%) и tiktok (более 40%). Обе платформы разработаны в Азии (Сингапур и Китай, соответственно), что соответствует и тенденциям в контентных предпочтениях российской молодёжи.
23% родителей используют какие-либо средства обеспечения безопасности в сети, кроме антивирусов. За последние 3 года доля семей, использующих настройки безопасного (детского) поиска выросла с 5% до 23%. В 3 раза выросла популярность у родителей услуги «детского интернета» от провайдера: с 4% до 12%. Причина этих изменений и в широкой популяризации интернет-безопасности, и в появлении более “продвинутых” молодых родителей.
«Современный Рунет имеет огромное влияние на всё русскоязычное пространство сети. Это в равной степени относится и к русскоязычному детскому контенту, который потребляют не только дети, но и взрослые в СНГ, Прибалтике, Германии, Израиле, США и других странах, где проживает русскоговорящее население. В этом смысле детский Рунет играет большую интеграционную роль, обеспечивая связь нового поколения с русским языком, русской культурой. Поддержка и развитие детского контента должны оставаться ключевым направлением развития Рунета», — комментирует результаты исследования Алексей Волин, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
В городах с населением от 100 тыс. человек, интернет-пользователями являются 93% детей в возрасте 5-11 лет, 89% детей в возрасте 5-7 лет и 97% детей в возрасте 8-11 лет. Уже в возрасте 5-7 лет 39% времени в интернете дети проводят самостоятельно. К 8-11 годам этот показатель возрастает до 55%.
Почти каждый день (6-7 дней в неделю) интернетом пользуются 45% детей. Чем старше ребёнок, тем чаще он пользуется интернетом. В 8-11 лет почти каждый день интернетом пользуются 54% детей.
В выходные дни дети пользуются интернетом больше, чем в будни: 44% детей пользуются им более 3 часов в день по выходным, тогда как в будни 3 и более часов в день в сети проводят только 17% детей в возрасте 5-11 лет.
Для выхода в интернет 67% детей в возрасте 5-11 лет используют смартфон. Для детей 8-11 лет смартфон — преобладающее устройство выхода в сеть (74% детей). Среди детей 5-7 лет также популярен планшет (48% детей).
Собственное устройство выхода в интернет есть у 74% детей в возрасте 8-11 лет (города от 100 тыс. человек). Среди малышей этот показатель значительно ниже — 44%, а в целом для детей 5-11 лет — 60%.
Потребление контента в сети меняется с возрастом: малыши 5-7 лет в основном смотрят видео (95%) и играют в игры (60%); дети 8-11 больше времени уделяют учёбе и развивающему контенту (83%), социальным сетям (55%). Однако и мультимедийные развлечения остаются для детей 8-11 одной из ключевых практик: видео смотрят 86%, в онлайн-игры играют 74%, на картинки и музыку приходится 68% и 66% соответственно.
Наиболее охватными ресурсами Рунета среди населения в возрасте 12-17 лет (в городах с населением от 100 тыс. человек) являются «ВКонтакте» (3,737 млн человек), Google (3,5 млн человек), «Яндекс» (3,27 млн человек), Youtube (3,2 млн человек) и Instagram (2,64 млн человек).
«ВКонтакте» — основной ресурс, где дети делятся контентом и создают его сами. Среди авторов этой социальной сети 20,5% младше 18 лет.
Главный тренд коммуникационных сервисов 2018 года у молодёжи — мобильные социальные видеоплатформы like.video (доля авторов младше 18 лет — более 70%) и tiktok (более 40%).
Среди коммуникационных платформ с большой долей авторов младше 18 лет доминирует игровая тематика: warface.team, steamcommunity.com, discord.gg — 62%, 44% и 37% авторов младше 18 лет, соответственно.
Всё больше родителей считают необходимым следить за интернет-потреблением детей. В 2018 году в этом уверены 96% родителей (в 2015 — 94%, в 2013 — 91%, в 2012 — 90%).
Однако только 23% родителей используют какие-либо средства обеспечения безопасности в сети, кроме антивирусов. В 2015 году такие средства использовали только 17% родителей, а в 2013 — 14%.
За последние 3 года доля семей, использующих настройки безопасного (детского) поиска выросла с 5% до 23%. В 3 раза выросла популярность у родителей услуги «детского интернета» от провайдера: с 4% до 12%.
18% родителей уверены, что в интернете нет безопасных для детей сервисов. В 2015 году так отвечали 24% родителей.
Наиболее безопасными для детей родители считают большие порталы: 35% родителей в 2018 году, 34% в 2015 году. При этом поисковые сервисы безопасными считают только 8% родителей (11% в 2015 году). В безопасности соцсетей уверены только 12% родителей.
Большинство родителей осознают в первую очередь собственную ответственность за безопасность детей в сети. Чем моложе родители, тем выше этот показатель. Родители, которые сами не пользуются интернетом, — в 2 раза чаще говорят об ответственности государства и школы.