Мальчишка с Луны

11-летний школьник из Железноводска придумал ультразвуковую трость для слабовидящих

Матвей Гузий в свои 11 лет уже создает приборы, которыми в будущем обязательно начнут пользоваться многие люди. Сейчас удивительный подросток конструирует сразу несколько приспособлений для слабовидящих и слепых.

Матвей с девяти лет начал заниматься на станции юных техников Пятигорска. Это муниципальное учреждение дополнительного образования, в котором бесплатно посещают разные кружки почти четыреста детей из столицы СКФО и городов Кавказских Минеральных Вод. Вот и юный Матвей после уроков дважды в неделю едет из Железноводска, чтобы паять, клеить и программировать.

Последнее из его изобретений — трость, с помощью которой можно узнать расстояние до ближайших предметов. В основе лежит вспомогательная система бесконтактных датчиков «парктроник». Она используется в автомобилях для облегчения парковки. Такая трость позволяет замечать препятствия без дополнительных постукиваний. Это изобретение Матвей Гузий представил в финале Всероссийского конкурса «Умник».

Забавно, но два года назад мальчика не хотели брать в кружок, потому что занимаются там дети постарше — программа занятий рассчитана на школьников седьмых-11-х классов. Но затем пошли навстречу, сказали, что Матвей может пока писать, чертить и вникать в процесс. Долго вникать не пришлось.

У него с малых лет появился интерес к технике, как она устроена, как работает, — рассказывает мама мальчика Светлана Гузий. — Заниматься в кружке он захотел сам, очень настойчиво просил, так что инициатива полностью от него исходила.

Трость Матвей придумал вместе со своим преподавателем Николаем Жуковым.

Когда взялись за новый прибор, то решили сделать что-то социально важное и полезное для людей. Разговор зашел о тех, кто плохо видит — представили, как им трудно приходится на наших улицах со своими тросточками. Неожиданно вспомнили о парктронике: автомобиль ведь именно с помощью своего радара может маневрировать в ограниченном пространстве. И тогда Матвей предложил поместить электронные датчики в трость для слепых, — вспоминает Жуков. — Это сейчас экспериментальная модель, а в дальнейшем хотим поставить ультразвуковой датчик. Все-таки парктроник в открытом состоянии слишком подвержен атмосферным помехам.

Обучение на станции идет по принципу от простого к сложному, и постепенно ребята учатся программировать электронную плату, подключать к ней модули и часы, даже метеостанцию или что-то еще — вариантов множество.

У нас ушло примерно недели две, четыре-пять занятий. Принцип работы ведь достаточно простой. Ультразвуковой датчик подает сигнал, который отражается от препятствия и возвращается назад. Расстояние при этом рассчитывается довольно точно. Работает все примерно как природная эхолокация летучих мышей. Определив расстояние до препятствия, трость подает звуковой сигнал, — обстоятельно рассказывает о своем детище Матвей Гузий.

Для системы решено сделать наружный корпус: чтобы погодные условия не влияли на работу датчика. Есть идея встроить еще и GPS-навигатор. Можно будет забить туда несколько маршрутов и по нажатию кнопки выстраивать наиболее часто используемые. Навигатор, как в автомобиле, с помощью голоса будет подсказывать, сколько метров и в какую сторону идти. Кроме того, в рукоять трости Матвей придумал вставить еще и вибродвигатель — в этом случае сигнал прибора можно ощутить рукой, что очень важно на шумных городских улицах.

Процесс идет, понятно, не слишком стремительно, мешают самые разные факторы. К примеру, Матвей сначала хотел сделать временный корпус из фанеры, и его выбор пал на станок для 3D-печати. Однако на станции юного техника такого пока нет — бюджет муниципальной организации не позволяет приобрести дорогостоящий аппарат. Теперь придется обойтись своими силами.

С детства, по словам мамы, юный изобретатель на игрушки почти не обращал внимания — все больше брался за отвертки и плоскогубцы. Однажды к ним в гости собралась крестная из Москвы. Она спросила, что привезти. И к своему удивлению услышала от трехлетнего Матвея, что парнишка мечтает о настоящей шлифовальной… болгарке. А однажды в детском саду разобрал тумбочку, чтобы узнать ее устройство. Затем дошла очередь и до телефона…

При этом у Матвея есть другие интересы, помимо тяги к конструированию. У парня два велосипеда, на которых он любит кататься. Но и тут конструктор в нем перевешивает — в ближайшее время на одну из машин поставит бензиновый двигатель: комплект для усовершенствования байка уже заказан. Еще увлекается рыбалкой, весной хочет поехать в Астрахань, говорит, там клев лучше.

В школе отметки разные, мальчик бывает так увлечен своими занятиями, что немного отпускает ситуацию с уроками. Тогда родителям приходится вмешиваться.

А на последний Новый год заказал целую паяльную станцию — довольно круп-ное приспособление. Теперь на занятия в кружок приходит со своим аппаратом, — улыбается его мама.

Матвей признался, что решил, куда будет поступать после школы: его выбор пал на МГТУ имени Баумана. Определено и будущее направление — «проектирование и производство ракет и ракетно-космических комплексов». Говорит, именно выпускников вуза, имеющих такую специальность, берут на работу в Ракетно-космическую корпорацию «Энергия», а оттуда — в отряд космонавтов.

Трость — далеко не первое, что Матвей собрал на занятиях в кружке. До этого был роботизированный автомобиль на основе платформы Arduino, а еще игра, в которой по сигналу нужно нажать на кнопку — кто первый нажмет, тот и победил.

Из ближайших планов — поездка в начале марта в Ставрополь на выставку «Таланты XXI века». На ней Матвей собирается представить не только трость, но еще и градусник для слепых — над его созданием он сейчас усиленно трудится. Проект пока не реализован, поэтому еще предстоит разработать его концепцию.

Несмотря на то что Матвей еще маленький — краевые конкурсы в основном идут от 14 или 16 лет, — его работы организаторы с удовольствием принимают в первую очередь из-за социальной составляющей. Трость, надеюсь, не последнее изобретение, — говорит директор станции юных техников Сергей Федорович.

Кстати, еще один ученик станции работает над интересным проектом — «Говорящая голова». Сделана она будет из фанеры, но сервоприводы приведут ее в движение, а динамики позволят говорить. Главное — так запрограммировать технику, чтобы она еще и правильно двигалась. По словам Николая Жукова, ее можно будет использовать даже для чтения лекций, чтобы заинтересовать детей практически любой темой.

Алексей Пересада, заместитель директора станции юного техника Пятигорска:Мы делаем все возможное, чтобы начатый проект был доведен до конца. Такой подход учит детей добиваться результата, соблюдать дисциплину. Ребята выбирают идею, прорабатывают и реализуют, а потом обязательно представляют работы на конкурсы и выставки. Это, с одной стороны, дополнительное образование, которое помогает ребятам определиться с выбором профессии еще за школьной партой. Стараемся самых талантливых ребят «продержать» у себя хотя бы до 10-го или 11-го класса. К сожалению, на поступление в вузы достижения такие почти не влияют — добавляют всего несколько баллов к ЕГЭ. Хорошо, если бы при поступлении в технические вузы на лучших выпускников — таких же, как мы, станций юных техников — обращали особое внимание. А тех ребят, кто добился уже успехов на уровне России, может, принимали бы и без экзаменов. Ведь именно такие ребята, как наш Матвей Гузий, — надеюсь, у него большое конструкторское будущее, — со временем вырастут в Гагариных и Королевых.

Источник: Российская газета

Поделиться: