В «Лаборатории Касперского» проанализировали угрозы виртуальной реальности
Российские родители неверно оценивают угрозы детям от интернета и соцсетей — об этом говорится в исследовании «Лаборатории Касперского». По словам специалистов, взрослые боятся «интернет-зависимости» и переживают, что дети «слишком много» времени проводят с гаджетами. При этом они зачастую недооценивают опасность того, что дети делятся информацией о себе в соцсетях, хотя злоумышленникам достаточно знать номер школы, чтобы причинить вред ребенку. Столичный уполномоченный по правам ребенка Евгений Бунимович согласен с выводами исследования и считает, что интернет-безопасность следует преподавать детям в школах.
«Лаборатория Касперского» представила исследование «Взрослые и дети в цифровом мире». Оно основано на результатах соцопроса, который по заказу «Касперского» в январе провели среди 500 человек — взрослых и детей от четырех до 17 лет. Для начала специалисты решили выяснить, когда российские родители разрешают детям начинать пользоваться электронными устройствами.
Самый распространенный возраст — три года,— рассказала эксперт “Лаборатории Касперского” по детской безопасности в сети Мария Наместникова.— Причем это не ребенок выпрашивает, чаще всего это инициатива родителей».
Она отметила, что почти половина взрослых начинают давать ребенку телефон или планшет «в автомобиле».
Это очень хорошо отражает ситуацию: ребенку дают гаджет, чтобы он чем-то занимался, пока взрослые не могут тратить на него время,— подчеркнула она.— То есть взрослые сами приучают детей к тому, чтобы активно пользоваться устройствами.
К четырем—шести годам у 54% детей есть планшет или смартфон, а к 11–14годам — уже у 97%.
Почти половина детей признаются, что скрывают от родителей часть интернет-активности,— говорится в исследовании. Чаще всего речь идет о количестве времени, которое дети проводят в сети: «Потому что родители по этому поводу конфликтуют с детьми, хотя сами когда-то дали гаджет, чтобы занять ребенка».
33% родителей считают главной интернет-угрозой «увлечение онлайн-играми» и так называемую интернет-зависимость. На втором месте — что ребенок наткнется на материал «для взрослых» (20%).
Если раньше родители имели в виду только порно, то сейчас, к счастью, начинают осознавать реальность других угроз — например, информации о наркотиках или оружии,— добавила госпожа Наместникова.
На третьем месте — «нежелательные покупки в сети» (19%). При этом сами дети опасаются «материалов для взрослых» (27%), «кражи пароля или аккаунта» (23%) и «потери данных из-за вируса» (18%). В итоге дети и родители часто не могут понять друг друга, делают вывод эксперты «Лаборатории»: «Взрослые переживают, что ребенок слишком много сидит за компьютером, а для детей это вообще не является проблемой».
При этом и те и другие недооценивают интернет-угрозы, которые могут нанести вред ребенку и в реальном мире. «Уже 43% детей семи—десяти лет говорят, что имеют аккаунты в соцсетях. Больше половины школьников получают предложения дружить от незнакомых людей, в том числе и взрослых,— предупредила госпожа Наместникова.— Если взрослый попытается познакомиться с девочкой на улице, она убежит. А если в интернете — добавит в друзья».
58% сообщают в профиле реальный возраст, 39% — номер школы, 29% — фотографии с обстановкой квартиры, 23% — информацию о родителях.
«Если есть номер школы, то злоумышленник может просто встать у ворот и ждать ребенка,— пояснила эксперт.— А ссылка на аккаунт родителей даст злоумышленнику дополнительную информацию, чтобы представиться знакомым семьи».
При этом 24% родителей «не дружат» с детьми в соцсетях, 13% даже не заходят к ним на страничку, а 12% вообще не знают, какую информацию их дети разместили в открытом доступе. Авторы исследования «Лаборатории Касперского» делают вывод, что российским родителям необходимо указать на реальность подобных интернет-угроз и объяснить важность личной информации детей.
Столичный уполномоченный по правам ребенка Евгений Бунимович считает, что к результатам исследования «надо отнестись серьезно». «К сожалению, в вопросе интернет-угроз до сих пор встречаются непрофессионализм и откровенная демагогия,— признал он.— Бесполезно требовать закрывать все сайты — надо подумать, что предложить взамен». По его мнению, в России необходимо создать систему уроков безопасного поведения в сети. «Но недостаточно просто сказать: “Интернет — это опасно”,— предупредил он.— Нужны очень профессиональные учителя, которые смогут заинтересовать детей и показать, как на самом деле их легко обмануть и вытянуть информацию».