Среди вопросов второго заседания – синтезированные фото- и видеоугрозы, мобильная безопасность детей, стандартизация процедур прекращения оборота противоправного контента
22 мая в Общественной Палате РФ прошло второе заседание Рабочей группы по информационной безопасности детей Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка. Представители фонда «Разумный интернет» входят в состав этой рабочей группы.
Повестка заседания состояла из восьми вопросов, среди них:
- Мониторинг изменения норм 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в части возрастной классификации информационной продукции
- Синтезированные фотовидеоугрозы: обсуждение просветительских рекомендаций по угрозе и обсуждение проекта изменений в статью 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни» о прекращении оборота подобного контента
- Мобильная безопасность несовершеннолетних: проблема отсутствия специализированных аппаратов и тарифных планов для детей с должным уровнем защищенности от контентных и коммуникационных угроз; предложения по поддержке создания таких телефонов в рамках Десятилетия детства;
- Создание базовых перечней тем и методических рекомендаций для освещения в региональных информационно-просветительских материалах: обсуждение материалов по теме «Киберунижение»
- Стандартизация процедур прекращения оборота противоправного контента: принятие решения о разработке проекта изменений в федеральное законодательство на основе положений Хартии
- Начало разработки Федеральной целевой программы по созданию системы психологической поддержки жертв контентных угроз
По первому вопросу, с учетом регионального опыта, участники заседания высказали консолидированное мнение о необходимости диверсификации существующей схемы возрастной классификации информационной продукции, например, введения дополнительных классификаций «3+» и «9+».
По третьему вопросу участники заседания подробно обсудили проект необходимых изменений в законодательство о связи, позволяющих операторам создавать так называемые «детские тарифные планы», а также проблему отсутствия на рынке специализированных телефонных аппаратов, обеспечивающих информационную безопасность несовершеннолетних.
В ходе обсуждения участники заседания предложили скорректировать понятие лица, заключающего договор для предоставления услуг связи по обсуждаемому виду тарифных планов, заменив понятие «законного представителя несовершеннолетнего» на «лицо, действующее в интересах несовершеннолетнего» — так как, к примеру, иные близкие родственники, кроме родителей, формально не относятся законодателем к числу законных представителей.
По шестому вопросу участниками заседания был констатирован ряд сохраняющихся проблем в продвижении и принятии Хартии контентной цифровой индустрии, в том числе позиция Роскомнадзора, не способствовавшая привлечению субъектов цифровой индустрии к обсуждению и тем более внедрению положений Хартии. Было отмечено, что разработка соответствующих законодательных изменений, основанных на положении Хартии, может выступить побудительным фактором для внедрения предлагаемых мер в форме саморегулирования, а в случае неудачи такового – обеспечить должный уровень мониторинга и прекращения оборота противоправного контента на законодательном уровне.
В связи с этим, было рекомендовано выпустить в публичный оборот информацию о разработке проектов соответствующих законодательных изменений на ведущих отраслевых мероприятиях.