Школьники научили нейросеть работать с депрессией

По прогнозам ученых, к 2030 году депрессия станет одним из самых распространенных заболеваний на Земле, — говорит старшеклассник Петр Баланкин из Сочи. — Мы создали совершенно новый инструмент сбора данных о ней. Смотрите сами. Если раньше специалисты профильного института Российской академии образования анкетировали на предпосылки к депрессии примерно тысячу человек за полгода. То мы собрали данные 1200 людей за 7 дней!

Вся «фишка» системы — в умном алгоритме и игровом сюжете. Пользователь заходит в Алису, запускает «Зеркало души» (так называется разработанный школьниками навык), и ему «автоматом» открывается интересный мир. Это может быть встреча с таинственным незнакомцем, беседа с Чеширским котом, или, к примеру, прогулка по таинственному лесу. По ходу ролевой игры виртуальный собеседник интересуется: как человек спит, работает, интересная ли у него жизнь… «Ты на дереве. Облака — где-то внизу, а на кроне, как звезды, горят яркие плоды. Ты зашел очень далеко — предложи я тебе начать жизнь заново, ты бы что-то в ней поменял»?

В основе истории — популярные опросники, которыми пользуются психологи для выявления признаков депрессии. Но оформленные в яркую интересную оболочку с иллюстрациями и полноценной озвучкой. Результат? Тысячи людей решили пройти опрос в Алисе и узнать свое психологическое состояние. При этом почти 40% ответили на все вопросы, прошли сюжет до конца и узнали свой результат.

Над проектом работали 8 школьников из разных городов России: будущие программисты, специалисты по статистике, психологии, нейрофизиологи. И для них это не просто развлечение — первые шаги в науке.

Если пользователь согласен помочь исследователям, то полученные при опросе данные «связываются» с его страничкой в соцсети и передаются в Институт психологии РАО. С помощью разработки юных вундеркиндов специалисты-психологи попытаются научить нейросеть определять депрессию по аккаунту человека в соцсети. В будущем голосового помощника можно научить помогать не только при психологических опросах, но и, к примеру, в масштабных социологических исследованиях.

Мы предложили ребятам поработать над первым в мире проектом по сбору научных данных с помощью голосового помощника. Разработка школьников оказалась настолько успешной, что без дополнительного продвижения с нашей стороны вошла в топ навыков Алисы. При том, что среднее время прохождения сюжета — около 10 минут, ребятам удалось добиться очень хорошей конверсии, — рассказала маркетолог Яндекс. Диалогов Елена Першина. — Мы будем рады позвать ребят на стажировку, когда они станут студентами.

Источник: Российская газета

Поделиться: