В домене .ДЕТИ есть iPad-приложение для дошкольников «Читания» — оно учит читать в игре. Ребенок попадает в страну букв, складов и слов; здесь его ждут приключения, открытия, добрый помощник Буквоёжка и злой волшебник, который хочет превратить страну Читанию в пустыню, чтобы помешать детям стать грамотными (спойлер: зло будет повержено). Мы встретились с одним из авторов приложения Натальей Сосниной – она рассказала, как семейная задумка стала полноценным приложением, которое полюбили дети и родители во всем мире.
Об авторах
Игра создавалась силами одной семьи, взрослыми и детьми 3-16 лет, на протяжении 3 лет при участии и поддержке друзей и знакомых.
Чтобы научить ребенка читать, необходимо пройти определенные этапы: выучить с ним буквы, слоги, объяснить принцип их соединения в слова, много раз повторить… Причем все дети проходят одни и те же этапы – это я заметила при обучении чтению наших старших детей. Если честно, было скучно с младшими детьми проделывать тоже самое в четвертый и пятый раз (смеется). Мне хотелось с ними заняться более важным и интересным делом – вместе читать.
Поэтому идею автоматизировать процесс обучения чтению предложила мужу я. Он достаточно быстро увлекся и создал прототип. Затем подключились дети, у нас их, как вы поняли, пятеро. Каждому нашлось дело.
Думаю, единый сказочный сюжет и определенная сложность, комплексность в приложении – именно их заслуга. Они придумали главных героев, большинство игр, оформление, музыкальное сопровождение. Две младшие дочки тестировали и учились читать. А уже наша с мужем задача была в том, чтобы задать приложению структуру и логику.
Сейчас понимаю, если бы нам не посчастливилось найти талантливую екатеринбургскую художницу Ксению Смирнову, то «Читания» не вышла бы за рамки нашей семьи и друзей. Так и осталась бы семейным увлечением. Ксения с пониманием отнеслась к детской фантазии, сумела сохранить очарование первоначальных детских рисунков и выполнила замечательные иллюстрации акварелью.
Кстати, в приложении есть секретное место («пасхалка»): если на него нажать, то загрузится наш старый, любительский дизайн, выполненный детьми.
Вся музыка в приложении наша, написанная мужем и старшим сыном Сергеем с учетом специфики экранов и учебных задач.
Детские голоса невозможно подделать, поэтому герои «Читании» озвучены мальчиками и девочками в возрасте от 5 до 12 лет. Это создает в приложении особую доверительную атмосферу.
Основное озвучивание (пояснения к заданиям, к сюжету, помощь, подсказки) выполнил главный создатель и разработчик приложения, наш папа, Михаил Соснин. Мне кажется, у него это получилось замечательно. Персонажа-мальчика – озвучил сын Илья, а девочку – дочь Таня. Сейчас дети подросли и голоса у них изменились, поэтому сталкиваемся с трудностями, когда нужно озвучивать новый текст.
Так называемые «попевки Зайцева» (склады на распев) записала для нас Тина Георгиевская – актриса, певица, автор голосовых тренингов и исполнительница прекрасных детских колыбельных, по которым мы ее и узнали.
Очень долго искали того, кто мог бы озвучить Буквоёжку. У дикторов – стандартные «рекламные» голоса, у профессиональных артистов – запредельный ценник даже на несколько фраз… В итоге помог случай: мы нашли ди-джея из Белоруссии, он единственный из 10 претендентов расспросил о персонаже, рассмотрел «портрет» и в итоге смог передать волшебную сущность мудрого Буквоёжки.
О прототипе
Летом 2015-го одна из наших младших дочерей готовилась идти в первый класс, надо было подтянуть ее чтение. В семье как раз появился iPad, и я решила поискать приложение, которое помогло бы справиться с этой задачей. Перебрала большую часть и поразилась, насколько примитивные игры предлагаются детям! Практически все заявляют, что учат по методике Н. Зайцева, однако в них не было ничего общего с кубиками Зайцева: мы хорошо знакомы с этой методикой, всех старших детей учили читать по ней, сохранили несколько комплектов кубиков.
Тогда-то мы и решили, что кубики Зайцева должны быть «оцифрованы», то есть стать приложением, чтобы их всегда можно было взять с собой в планшете, позаниматься в дороге, на даче.
Михаил достаточно быстро сделал приложение для планшета, в котором имитировались эти кубики. Они были похожи на настоящие: те же 3 цвета для глухих, звонких и гласных, 2 размера – маленькие и большие для быстрого запоминания, они так же звучали при соединении. Можно было составлять слова разной длины, и какое бы слово или комбинацию слогов вы не собрали, всё озвучивалось.
Но дети посмотрели и сказали, «это не прикольно, надо чтобы были герои и приключения».
И тогда состоялось наше волшебное лето, когда мы сидели на даче, обсуждали и придумывали волшебную страну. Даже старший сын, который тогда был непростым подростком — увлекался рэпом, сам писал музыку и тексты, присоединился. Написал для приложения несколько мелодий.
Получается, то простое приложение и послужило прототипом, о котором вы спрашивали. Благодаря фантазии детей оно дополнилось сказочной страной, по которой интересно бродить и одновременно учиться читать.
О методике Николая Зайцева
Основная идея методики Н. Зайцева – обучение ребенка должно опираться на все формы восприятия: мышление, самостоятельную деятельность, слух, зрительную память; при этом обучать нужно весело, играя.
В методе обучения чтению за единицу языка принят не слог, а склад — слияние согласной с гласной, отдельно гласная и согласная, согласная со знаком (например, «па-ро-во-з», «а-и-с-т»).
Эти склады располагаются на разных сторонах кубиков и различаются по цвету, размеру, объему, звучанию – кубики наполнены разными материалами. Благодаря этому ребенок быстро усваивает разницу между гласными и согласными буквами, твердыми и мягкими, звонкими и глухими звуками.
Методика Н. Зайцева легла в основу одной из пяти локаций «Читании» — «Город складов». На наш взгляд, она наиболее точно объясняет логику чтения: как из букв и складов получаются слова. Главное, в этой методике нет деления на слоги и фонетические компоненты, изучение которых под силу только школьнику.
Например, слово «всплеск». В нем 6 букв и всего один слог. Собственно, всё слово – это один «сплошной» слог. Поэтому, если учить ребенка чтению по слогам, то подобные слова он должен освоить сразу, целиком, что достаточно трудно.
«Читания» получила рекомендацию от центра «Методики Н. Зайцева», в процессе разработки мы консультировались с центром и его главным методистом Е.В Андреевой
Однако в нашем приложении всё-таки есть небольшое отступление от методики Н. Зайцева. Первая локация, в которую попадает ребенок вместе с персонажами «Читании», — «Город Букв»; здесь он знакомится с буквами, играет с ними, слушает, как они звучат, понимает, какую роль они играют. А по методике изучение букв идет уже после того, как ребенок запомнит склады и начнет читать.
Для родителей, которые хотят учить строго по Зайцеву, мы предусмотрели в приложении возможность отключить «Город букв» и начать путешествие по «Читании» сразу с изучения складов.
О содержании
Рассказать о соединении букв, повторить, выучить буквы, склады (слоги), снова повторить, проверить, отработать то, что забылось… – именно это рутинное повторение отнимает у родителей все время занятий, не оставляя возможности для самого важного – почитать вместе с ребенком доступный ему текст, книжку, обсудить прочитанное… Но теперь на важное будет больше времени, ведь всю рутину ребенок отрабатывает в «Читании» сам. Он проходит игру и самостоятельно приобретает практически все навыки, необходимые для чтения.
«Читания» — большая сказочная страна, в ней 5 локаций: Город Букв и Складов, Долина Слов, Город Художников, Вершина чтения. Вместе с главными героями и добрым Буквоёжкой ребенок спасет Читанию от разрушения злым волшебником, вырастит буквы в чудесном саду, дойдет до вершины чтения и научится читать.
Выполняя миссию по спасению Читании, ребенок передвигается от города к городу, где проходит задания и игры, развивающие различные навыки чтения: он учится узнавать и писать буквы, соединять их в склады, составлять и читать слова. В «Долине Слов» появляются слова для прочтения: короткие и длинные, простые и понятные, сложные и незнакомые – все визуализировано картинками и озвучено. Затем, на «Вершине Чтения», ребенок переходит к чтению фраз и небольших предложений, пословиц, поговорок, загадок.
Сейчас в «Читании» 65 загадок, 68 поговорок и больше 4 тысяч слов. При этом ребенок может составить дополнительно любое слово или фразу – всё, что придет в голову. Все буквосочетания в нашем приложении проговариваются, даже если это абракадабра. В «Читанию» заложены некоторые правила правописания, среди которых «ча/ща», «жи/ши», то есть ребенок не сможет составить слово «жираф», используя букву «ы».
Интерес к игре сохраняется благодаря постепенному развитию сюжета. «Читания» — это не просто набор упражнений: ребенок погружается в сказку, вовлекается в игру, которая помогает ему учиться с интересом.
Наше приложение проходится долго – от месяца до года. Это зависит, прежде всего, от возраста ребенка. Чем он старше, тем легче понимает логику чтения и воспринимает весь объем материала «Читании», а алгоритм приложения быстрее продвигает ребенка к финалу, быстрее разворачивает перед ним игровой сюжет.
Умные механизмы внутри «Читании» будут предлагать ребенку тот тип заданий и уровень сложности, которые соответствуют его текущим результатам. Алгоритм оценивает их по двум параметрам – скорости выполнения и количеству ошибок. Если ребенок справляется, то алгоритм повышает сложность, а также предлагает игры с буквами, складами, словами, которые еще не были изучены. Игра ведет ребенка от простого к сложному.
Постепенно в приложении открываются все локации, появляется свобода выбирать любые понравившиеся упражнения и направления пути.
Кстати, если в семье учатся читать несколько детей, каждый из них сможет заниматься в своем темпе – игра поддерживает многопользовательский режим.
В «Читании» есть разделы, где взрослый и ребенок занимаются вместе, складывая любые слова и фразы. Чтобы совместные занятия были продуктивными, к играм прилагается инструкция для родителей. В приложении также есть раздел с подробным отчетом о пройденных заданиях, это поможет наблюдать за успехами ребенка.
«Читания» развивает речь ребенка. Все склады, как я упоминала выше, озвучены – ребенок слышит их, затем повторяет, с каждым разом проговаривая всё лучше и лучше.
В «Городе Художников» дети учатся писать буквы, печатные и прописные. Ребенок может выбрать цвет и тип линий, а также сложность: на последних уровнях требуется тщательное обведение «лекал» букв. Мы задумали эту локацию, чтобы ребенок запоминал буквы, используя моторную память, но по отзывам пользователей – получился неплохой тренажер для письма. Удивительно, но «Город Художников» одна из самых любимых детьми локаций, несмотря на то, что они там только и делают, что прорисовывают буквы.
Об iOS и Android
Чтобы установить «Читанию» нужно зайти в AppStore через iPad. Приложение доступно для скачивания чуть больше года. За это время у него появилось почти 2000 пользователей в 40 странах мира.
Два самых частых вопроса, поступающих к нам через соцсети или по другим каналам, «когда «Читания» появится на Android?» и «Когда «Читания» появится на iPhone?»
Отвечаю: мы очень хотим сделать Android-версию к началу 2020 года. Для нас это сложно, так как надо найти программиста в помощь. Не стоит забывать, что у нас маленький семейный проект без какой-либо помощи со стороны или финансирования. Но мы ищем сотрудника и возможности для развития. Надеюсь, после нового года анонсируем релиз.
С iPhone ситуация лучше – надеемся, что эта версия заработает уже к ноябрю.
О гаджетах
Мы из тех родителей, которые не приветствуют чрезмерное использование гаджетов, поэтому свое приложение делали с этим учетом.
В «Читании» нет дешевых спецэффектов, мельтешения, возбуждающих нездоровый интерес игр. Наоборот, оно спокойное, с дружелюбной атмосферой. Злой волшебник у нас скорее вредный, а Буквоёжка дает советы про пользу чтения в жизни и говорит: «Ребята, если вы умеете читать, вы сами волшебники!»
…И еще много всего, что, как нам кажется, важно донести ребенку и что он воспринимает, играя в приложении. Нам очень хочется, чтобы пользователи «Читании» стали «читателями», то есть полюбили читать книги. Мы использовали цифровые технологии для этой позитивной цели.
Вот и получается, что гаджеты сами по себе не несут вред, это всего лишь инструмент, который можно использовать для благих целей – развивать ребенка, упрощать его учебу, делать ее нагляднее, интереснее. Или во вред – создавать и вовлекать в агрессивные игры, бесполезные, а то и вредные для развития.
Тем, кто боится давать гаджеты детям, хочу сказать, что в дошкольном возрасте дети очень восприимчивы к мнению родителей. Значит именно от вас зависит какие приложения вы ему выберете и сколько позволите играть. И в этом смысле очень важно успеть привить ребенку определенную культуру поведения в цифровой среде. Использование качественных, развивающих приложений – часть этой культуры.
Поэтому мы ищем хорошие приложения и всегда радуемся, когда их находим. Это, скажу вам, трудно, но хорошие, развивающие игровые приложения есть в разных областях знаний и для разного возраста. Наши дети видят этот поиск, видят, что мы тратим на это время и понимают, что это важно. А в найденные приложения иногда мы играем даже вместе, иногда наблюдаем, как играют дети и обсуждаем. Думаем, что можно внедрить в «Читанию».
В общем, для нас гаджеты – это часть нашей жизни и они однозначно делают ее интереснее. Впрочем, не основная часть, так как мы много путешествуем, ходим в походы, сплавляемся, часто собираемся с друзьями и даже (скажу по секрету) поем в любительском хоре.
О домене узелки.дети
Узелки.дети – первый домен, который мы зарегистрировали, когда решили опубликовать «Читанию» в AppStore. Нам показалось, что за кириллическими доменами – будущее, особенно с учетом санкций. Потом у сайта, посвященного приложению, появились дополнительные адреса на латинице, таким образом мы постарались защититься от киберсквоттеров.
Стоит объяснить, почему адрес сайта приложения не совпадает с его названием. Домен регистрировался для компании под названием «Узелки». В процессе разработки «Читании» мы размечтались, что будет много подобных приложений и все их можно объединить под названием «Узелки». Как бабушкин узелок, в котором все самое ценное и вкусное. Современные дети вряд ли знакомы с этим образом, для них он скорее сказочный. Другая ассоциация — «узелок на память».
Однако «Читания» получалась объемной и сложной в плане функций и контента (и в этом, кстати, отличие нашего приложения от других, похожих). Мы поняли, что делать несколько таких программ будет затруднительно для нашей маленькой команды.
С другой стороны, мы увидели, что подавляющее большинство игровых приложений – «быстрые», на один вечер. Там несложная игровая механика, закаченные из интернета аляповатые картинки и музыка, а учебная составляющая минимальна – повторяющиеся действия без смысла, к которым ребенок быстро теряет интерес. Такого рода приложения точно не хотелось дублировать.
Поэтому если возьмемся за второе приложение, то оно будет похожим на «Читанию». Есть идеи, связанные с математикой. Очень хочется взяться за эту тему!
Хотя и «Читании» есть, куда расти. Как шутят друзья, «Читания» наш шестой ребенок, которому мы уделяем максимум внимания (улыбается). И проект, действительно, объединил всю семью, как рождение малыша, требующего заботы и внимания, но такого славного и любимого, за развитием которого хочется наблюдать и в развитие которого хочется вкладывать силы и средства.