Как купить ребёнку смартфон и не пожалеть об этом

По статистике, большинство детей получают свой первый телефон в десять лет. Рановато? Однозначного ответа нет ни у кого. Учителя спорят с родителями, родители спорят с детьми, а дети снова с учителями — нужен ли ребёнку смартфон в школе. Вместе с «МегаФоном» мы разобрались, зачем современным детям смартфоны и как научить их пользоваться ими.

«Мам, ну ещё пять минуточек!»: объясните, зачем вообще нужен смартфон

Старшее поколение любит обвинять гаджеты во всех смертных грехах: «От телефона твоего только зрение портится!» или «Пошёл бы во двор поиграл, сидишь у компьютера целый день!» Но такие комментарии ни к чему, кроме конфликтов, не приводят. Телефон, который лежит в кармане у школьника, никак не навредит ему, главное — осознанно им пользоваться.

Бывший директор по дизайну Apple Джонатан Айв считает: «Тот, кто пользуется смартфоном постоянно, использует его неправильно». Масштабное исследование, проведённое с участием миллиона подростков, показало, что злоупотребление экранным временем ведёт к общему ухудшению психологического благополучия. У детей, которые пользуются гаджетами и интернетом в ущерб живому общению, физической активности, учёбе, более низкая самооценка, и они чаще считают себя несчастными.

Чтобы сеть и гаджеты не стали для ребёнка укромным уголком, где можно укрыться от неприглядной действительности, и он пользовался технологиями с умом, важно установить чёткие границы и научить ответственности. Не стоит идти на поводу у естественного желания оградить ребёнка вообще от смартфона и компьютера. Современных детей называют «цифровыми аборигенами» (англ. digital natives), они родились в эпоху интернета, и он неизбежно будет частью их жизни, когда они вырастут.

Психолог Кейти Хёрли даёт несколько рекомендаций, как вести себя родителям:

  • Объясните ребёнку, что каждый раз, когда он берёт свой смартфон, он должен понимать, зачем это делает: посмотреть мультфильм, прочитать статью, написать другу. Пассивное потребление контента (или бесцельное залипание) — залог нездоровых отношений с гаджетами.
  • Определите правила пользования ими в семье: откладывайте смартфоны и планшеты во время еды, читайте сказки детям перед сном, убирайте телефон в карман во время прогулки.
  • Обсуждайте с ребёнком пользу и возможный вред гаджетов. Хорошо, если дети понимают, что смартфоны предназначены облегчить и упростить нашу жизнь, а не заменить её виртуальной.

Помните, что нет конкретного и общего для всех возраста, когда ребёнок становится настолько взрослым, что ему можно купить смартфон. Некоторые десятилетки могут быть ответственнее взрослых. Естественно, верно и обратное, поэтому всё зависит именно от вашего ребёнка и отношений с гаджетами в семье.

«Хочу как папа!»: подавайте хороший пример

Многие родители ищут источник вредных привычек и плохого поведения за пределами семьи. В школе нахватался ругательств, из мультфильмов — дурацких фраз, из видеоигр — манер поведения и глупых шуток. Но смотреть прежде всего стоит на самих себя. Исследования доказывают, что именно родители становятся главными ролевыми моделями для детей, поэтому им важно быть последовательными и не противоречить собственным правилам. Хотят они этого или нет, в детстве и раннем подростковом возрасте дети с лёгкостью перенимают привычки и модели поведения родителей.

Несправедливо ругать ребёнка за то, что он «постоянно в своём гаджете», когда мама с папой сами не отлипают от смартфонов даже за завтраком и во время семейных прогулок. Если вы хотите, чтобы ребёнок осознанно пользовался смартфоном, будьте для него примером. Хороший повод начать воспитание цифрового аборигена — купить похожие телефоны и вместе учиться грамотно ими пользоваться.

«Мне телефон для уроков нужен»: покажите, что в интернете есть не только стрелялки

Чтобы пользоваться смартфоном с умом, надо знать, чем он может быть полезен. Для большинства детей он в первую очередь служит игрушкой и компактным кинотеатром, так что страх многих родителей при покупке гаджета ребёнку вполне понятен. Есть даже шутка: «В твоём смартфоне больше вычислительных мощностей, чем у всего NASA в 1969 году. Только NASA запустило человека в космос, а ты запускаешь птиц в свиней». Конечно, вряд ли ребёнок сможет отправить одну из любимых игрушек хотя бы в стратосферу, но в силах родителей объяснить ему, что полезного можно сделать с помощью смартфона.

  • Видеосвязь. Если вы научите ребёнка общаться с вами по видеочату, он сможет развлечься всевозможными масками и мини-играми в дополненной реальности, а вы будете спокойны за него: всё-таки обмануть в переписке или даже по телефону куда проще.
  • Познавательные игры. Да-да, кроме Cut the Rope и Angry Birds, есть тысячи развивающих и не менее увлекательных приложений. Викторины, логические задачи, сложные симуляторы, стратегии — если уж залипать, то с пользой для ума.
  • Обучающие приложения. В игровой и развлекательной форме теперь можно учить не только языки, но и всё на свете: географию, анатомию, историю, музыкальную грамоту и программирование. Пока смартфоны ещё не используют на уроках, но это лишь вопрос времени.
  • Фото и видео. Дети любят блогеров, и с этим трудно спорить. Зато можно использовать их в качестве вдохновения и мотивации. «Нравится? А ведь ты можешь так же!» Просто научите ребёнка основам фотографии, композиции и видеосъёмки, а уже через пару дней он сам будет зазывать вас на прогулку за свежим «контентом».
  • Познавательные ролики. Помимо странных видео и мультфильмов, на YouTube полно документальных фильмов на всевозможные темы, научно-популярных роликов от отечественных и иностранных блогеров и лекций для взрослых.

Источник: МЕЛ

Поделиться: