«Не стоит лезть в переписку»

Как защитить ребенка в интернете и не разругаться навсегда? Почему начинать надо с разговора, а не с установки программ для родительского контроля?

Часто родители запрещают детям подолгу сидеть у компьютера и залипать в смартфон, но не могут толком объяснить почему. Вместе с экспертом «Лаборатории Касперского» и психологами расскажем, как обсуждать запреты с детьми и почему начинать надо с разговора, а не с установки программ для родительского контроля.

 

Объясните ребёнку, как вести себя безопасно

Галия Нигметджанова, психолог:

До появления интернета родители знали, с кем общается ребёнок, причём многих его друзей — в лицо. Большинство соседей были знакомы друг с другом и спокойно отпускали детей играть во двор. Но даже тогда были простые и понятные правила безопасности: не говорить с незнакомцами, не принимать от них подарки. Дети знали, к кому обратиться за помощью в случае чего.

Если родители с детства учат ребёнка доверять и доверяют ему сами, то особых проблем возникнуть не должно. Важно как можно раньше начать объяснять детям не только почему небо синее и откуда дует ветер, но и как грамотно пользоваться интернетом, чтобы избежать неприятностей.

Регистрироваться в большинстве социальных сетей можно только с 13–14 лет, но, разумеется, многие дети делают это и раньше, завышая свой настоящий возраст при создании страницы. Когда ребёнок заводит собственный аккаунт, расскажите ему о том, какую информацию можно размещать на своей странице, а какую — нет. Расскажите, как опубликованное фото с билетом на концерт, где виден штрихкод, может помешать попасть на него, а хвастовство новой приставкой — быстро избавить от неё.

Научите создавать надёжные пароли и пользоваться двухфакторной аутентификацией. Объясните, что интернет помнит всё и любая информация, которую ребёнок опубликует, может рано или поздно всплыть не в самый подходящий момент. Научите ребёнка критически относиться ко всей информации: соврать или скрыть правду в интернете очень легко. Имя, возраст и пол собеседника в чате могут быть ненастоящими.

Запомните и расскажите детям!

  • Незнакомец может оказаться совсем не тем, кем представляется, — не мальчиком или девочкой, а, к примеру, взрослым мужчиной. Так, по данным «Лаборатории Касперского», к 11% детей в возрасте 11–14 лет за последний год пытались втереться в доверие незнакомые взрослые.
  • Ни в коем случае нельзя соглашаться встречаться с незнакомцем ни у него, ни у себя дома.
  • Если собираешься встретиться с незнакомцем впервые, лучше возьми с собой друга/друзей и назначь встречу в общественном месте, где много людей, а не в отдалённом углу парка или другом уединённом месте. А ещё лучше — скажи об этом родителям.
  • Не рассказывай в интернете, где ты живёшь, кем работают твои родители, где у вас дача и когда вы уезжаете в отпуск. Точно так же как вы не кричите об этом на всю улицу, не стоит сообщать об этом в публичном пространстве, где увидеть эту информацию может любой.

 

Не нарушайте его личные границы

Андрей Сиденко, эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в интернете:

Первый и основной совет — разговаривайте со своими детьми, спрашивайте у них, что именно они делают и ищут в сети, что читают, смотрят, слушают, во что играют. Но ни в коем случае не нужно нарушать личные границы ребёнка, например не стоит читать его переписку с друзьями, если только он сам не захочет вам её показать. Можно использовать специальные средства защиты, но ни в коем случае не стоит устанавливать их без ведома ребёнка — сначала объясните ему причины, по которым вы собираетесь это сделать, расскажите, от чего именно хотите уберечь.

Есть специальные программы со всеми необходимыми настройками — например, Касперский.дети. Они позволяют родителям закрывать ребёнку доступ к контенту, который не подходит ему по возрасту: например, онлайн-казино, сайты «для взрослых». Кроме того, с помощью такого софта можно ограничить время, которое ребёнок проводит с гаджетом. Также программа сообщит родителю, если к ребёнку в соцсетях добавится в друзья пользователь с существенной разницей в возрасте.

Что не стоит размещать в соцсетях. Запомните и расскажите детям!

Больше половины школьников указывают у себя на страничке реальный возраст, 39% — пишут номер школы, а ещё 29% размещают фотографии, на которых хорошо видно обстановку квартиры. Всё это может стать наводкой для мошенников и других злоумышленников.

Поэтому в профиле соцсетей, переписке в мессенджерах, постах и комментариях никогда не сообщайте:

  • номера и серии документов, сканы, фотографии документов — паспортов, прав, свидетельств о рождении, виз и так далее;
  • фото билетов со штрихкодами (авиабилетов, билетов на различные мероприятия — концерты, выставки и другие);
  • точный адрес и телефон;
  • фотографии, на которых видно обстановку квартиры;
  • большое количество информации о родителях или близких родственниках, а также о детях;
  • время, когда вас не будет дома, и сроки поездок.

 

Интересуйтесь тем, что смотрит ребёнок

Популярные YouTube-блогеры далеко не всегда соответствуют представлению родителей об идеальном кумире: они часто матерятся, неполиткорректно шутят и вообще позволяют себе лишнего и подают дурной пример. Иногда они запускают всевозможные челленджи с опасными трюками. Часто трюки выполняют профессионалы и под присмотром специалистов, но ребёнок этого не знает и может пытаться их повторить. Что же делать, если вам кажется, что ребёнок попал под влияние сомнительного блогера?

Илья Хломов, член правления центра «Перекрёсток», клинический психолог:

Дело не только в интернете. Такое есть везде, и на улице в том числе. Когда мы смотрим блогера с миллионной аудиторией, хочется что-то подхватить, как раньше мы подхватывали, у знакомых и новых приятелей. Надо воспитывать в детях критичность, укреплять собственное «я» ребёнка, обсуждать то, что мы видим, высказывать своё взрослое отношение.

Как бы дети ни демонстрировали негативизм по отношению к мнению взрослых, оно играет роль, если есть доверительные отношения в семье. Важно не оставлять ребёнка наедине с интернетом. Проявлять интерес и обсуждать. Что стоит за желанием ребёнка подражать? Что его впечатляет? Что его очаровывает? И старайтесь вообще отказаться от обвинительной интонации.

 

Не осуждайте его, а давайте информацию

Частый родительский страх: ребёнок наткнётся на порносайт (или найдёт его специально). Среди наиболее распространённых «угроз», с которыми, по версии родителей, часто сталкиваются дети в сети, действительно есть материалы для взрослых.

Галия Нигметджанова, психолог:

В самом по себе познании мира во всём его многообразии нет ничего плохого, поэтому не стоит реагировать слишком бурно. Предположим, вы оставили ребёнка наедине с ноутбуком, возвращаетесь в комнату и видите (о ужас), как он смотрит порно. Первое, что нужно сделать в такой ситуации, — справиться со своими эмоциями. Не кричите: «Вот до чего твои гаджеты доводят!» Это, мягко говоря, излишне. Скорее всего, ребёнок попросту не понимает, что происходит.

Из-за взрыва родительских эмоций у него может возникнуть двойственное ощущение: с одной стороны, вроде не сделал ничего особенного, а с другой — достаётся так, будто на незаправленной кровати разбил всю посуду о разбросанные игрушки. Проще говоря, ребёнку страшно и интересно. Ему хочется разобраться. Так что вы можете простимулировать детское любопытство, сами о том не подозревая.

Основная ваша задача в подобной ситуации — понять, откуда растут ноги: наткнулся случайно, посоветовали одноклассники и так далее. Если ребёнок смотрел такое видео специально, а не наткнулся на него случайно, вероятно, он уже дозрел до разговора о сексе и деторождении. Объясните также, что порнография не показывает всей гаммы человеческих отношений, что то, что изображается в этих видео, имеет мало общего с реальностью.

 

Вовремя замечайте зависимость

Виктор Заикин, психолог:

Интернет создаёт комфортное пространство, где пользователь может произвольно проявлять социальную активность, демонстрировать или конструировать образ личности, который хочет. Другая сторона — иллюзия анонимности, тесно связанная со снижением уровня ответственности и реализацией деструктивных желаний, которые не могут найти своего выражения в реальной жизни.

Интернет давно стал важнейшей информативной средой, где люди развлекаются, общаются, работают. Главный признак проблемы — человек проводит время в сети бесцельно и это начинает сильно влиять на его социальные связи. То есть значимым и близким он предпочитает онлайн. Затем это начинает вредить его здоровью: он сокращает время на сон; время, проведённое в интернете, истощает его физические и эмоциональные ресурсы (а не восполняет их), и, безусловно, это сказывается на его продуктивности на работе или в учёбе.

Одна из главных опасностей — интернет может заменить реальную жизнь, когда человек постепенно вовлекается в эту зависимость и начинает подменять реальную жизнь онлайновой. При этом даже при желании он не может восстановить социальные связи.

Среди основных рисков можно выделить следующие:

  • Пагубное влияние на социальную жизнь. Человек начинает «бежать» в интернет от реальности при стрессе, неудаче, высоком эмоциональном напряжении.
  • Физическое и умственное истощение. Человек, который провёл всю ночь в интернете, вряд ли сможет быть эффективным учеником, студентом или школьником: он слабо способен воспринимать и обрабатывать новую информацию.
  • Социальная дезадаптация. Попадая в ситуацию зависимости, человек уже не замечает, как начинают разрушаться его социальные связи, тем более что у него появляются новые — в сети, которые могут заменить реальные дружбу и отношения.

Самое главное — это отслеживать и устранять те факторы, которые могут заставить человека «бежать» в интернет. Всегда есть череда событий, которые приводят к зависимости и закрепляют её. Важно понять — есть ли у человека возможность снять стресс в диалоге с близкими: педагогом, другом, психологом, родственником.

Как определить, что у человека есть интернет-зависимость?

  • Он проводит в интернете больше времени, чем нужно для работы и досуга. Кроме того, он уже не получает от этого удовольствия.
  • Проведённое «лишнее» время в сети начинает влиять на качество сна и способность к обучению.
  • У человека разрушаются социальные связи, он утрачивает или игнорирует коммуникацию в реальной жизни.

В том случае, когда интернет-зависимость — это сформированный паттерн поведения, сначала нужно понять, есть ли у человека мотивация преодолеть эту зависимость. Потом опереться на сохранившиеся социальные связи и попробовать разные способы и формы социальной реадаптации. Следует подумать, что приносит человеку удовольствие вне сети.

Источник: МЕЛ

Поделиться: