Математик из 3D-царства

Учитель математики Университетской гимназии МГУ Александр Гаргянц разработал 3D-лабораторию по стереометрии и стал лауреатом премии РАО «Молодым ученым — за успехи в науке».

Школьных практикумов по трехмерной геометрии — стереометрии до нас еще никто не делал, — рассказывает Александр. — Представьте: можно манипулировать тетраэдрами, икосаэдрами и любыми другими объемными телами. Изучать их со всех сторон, в любых сечениях и проекциях без больших и затратных по исполнению чертежей.

Программировать и моделировать тренажер помогают старшеклассники-гимназисты.

Ребята в прямом смысле слова ныряют в виртуальность с головой: надевают шлем, берут джойстик и попадают в математическую 3D-комнату. Здесь цифровая доска с условием задачи. Но главное — прямо перед тобой в воздухе огромная фигура. Например, треугольная пирамида или тетраэдр. Можно обойти ее по кругу, покрутить и так и сяк, и даже попробовать найти точку пересечения четырех высот. В итоге самому сделать открытие: этой точки в пирамиде может не существовать! А еще можно рассечь двадцатигранник и посмотреть, сколько углов останется в сечении. Получилась 3D-платформа для геометрического творчества: нет ни заданного сюжета, ни предсказуемого решения.

«Вау-эффект» обеспечен. Если подавать ученикам информацию в стандартной форме: «Вот тебе теорема — доказательство — запиши образец» — отдача будет гораздо меньше, — говорит педагог. — Ребята, которые занимаются в такой подвижной и интерактивной среде, лучше владеют пространственным воображением, геометрической интуицией.

Чтобы получить достоверные данные о том, как именно виртуальная платформа влияет на результаты обучения школьников, к исследованию подключились психологи и специалисты по детской физиологии. Кстати, ученики Университетской гимназии МГУ собирают призы на всероссийских олимпиадах самого высокого уровня. Практически все выпускники справляются с задачами ЕГЭ на планиметрию и стереометрию. Одними из сложнейших.

Мы рассчитываем, что этой платформой смогут пользоваться дети по всей стране, — рассуждает Александр Гаргянц. — На стереометрии не остановимся — планируем и химические, и физические лаборатории, и виртуальные 3D-туры. Возможно, даже исторические и литературные квесты. Над всеми этими направлениями сейчас работают гимназисты совместно с Молодежной исследовательской платформой МГУ. Все разработки станут частью единого виртуального научно-образовательного комплекса в рамках проекта «Вернадский».

Источник: Российская газета

Поделиться: