Больная перемена: 50% школьников считают онлайн-обучение каникулами

Эксперты уверены, что успеваемость учащихся заметно снизится за время эпидемии

Борьба с распространением COVID-19 внесла радикальные изменения в систему образования. При этом более 90% учителей уверены, что онлайн-обучение не способно заменить уроков в классе. Почти 40% родителей считают дистанционные занятия каникулами, а 67% детей мечтают поскорее вернуться к привычному режиму.

Участники нового формата учебного процесса страдают и от технических проблем, и от отсутствия опыта учебы «на удаленке». Эксперты отрасли предсказывают сложности для будущих абитуриентов, но самой уязвимой категорией называют учеников младших классов.

Министерство просвещения, в свою очередь, предлагает включить в дистанционное образование телеуроки.

Один на всех

39% родителей приравнивают дистанционное обучение к каникулам. Этой же точки зрения придерживается почти половина школьников (49%). Кроме того, 62% учащихся и 56% их семей не считают, что онлайн-формат можно считать полноценной альтернативой занятиям в классе, показал опрос образовательной компании Maximum Education.

Сейчас и родители, и учителя, и сами школьники находятся в ситуации стресса. Быстрая смена формата не дала возможности плавного перехода, — отметил глава компании Михаил Мягков.

62% школьников, которые ранее не занимались онлайн, считают, что переход на дистанционный формат обучения негативно сказывается на учебе. 21% юных респондентов придерживается диаметрально противоположного мнения, считая, что эффективность занятий повысилась. 15% опрошенных не заметили разницы между занятиями в классе и онлайн-уроками.

Из тех, кто и ранее сталкивался с дистанционным обучением, 50% не видят разницы между очными и онлайн-уроками, 34% считают, что заниматься стало сложнее и 14% заявили, что дистанционная учеба дается им проще. Среди проблем ребята назвали сложность в концентрации внимания, нехватку контакта с педагогом, отсутствие общения с одноклассниками и технические неполадки.

По мнению заслуженного профессора Института развития образования ВШЭ Ирины Абанкиной, одна из ключевых проблем кроется в том, во многих семьях есть только один компьютер или ноутбук, а родители сейчас тоже вынуждены работать в удаленном формате. То же самое касается и пространства — не каждая семья может организовать дома две отдельные зоны: для учебы и работы, чтобы взрослые не мешали ученику и наоборот.

Ресурсы семьи изначально не рассчитаны на такой формат, — подчеркнула специалист. — Кроме того, при дистанционном обучении большая доля ответственности ложится на родителей, то есть им тоже нужно тратить время и силы на освоение онлайн-платформ и помощь ребенку, и зачастую они не справляются.

Сейчас даже развитые страны с достаточно серьезными проблемами переходят на дистанционный режим, отметила директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко.

Например, Нидерланды предоставляют компьютеры и интернет всем детям, которые должны учиться, если у семей такой возможности нет. Мы тоже столкнулись с тем, что далеко не все домохозяйства имеют компьютеры и доступ в интернет, — добавила она.

Если в семье несколько детей, то встает вопрос, как организовать их обучение, если компьютер один.

Потому что учитель сейчас объясняет новый материал второклассникам, а четвероклассник в этот момент не может заниматься, и какая-то информация до него не дойдет, — отметила Татьяна Клячко.

Спасти конец года

Введенные меры, отмечает Ирина Абанкина, носят временный характер и нужны, «чтобы не угробить конец учебного года». Однако сомнений в том, что успеваемость российских школьников просядет, уже нет.

В условиях карантина доступность образования и возможности подготовки к ЕГЭ очень разные. Что способствует нарастанию глубокого неравенства в подготовленности к итоговой аттестации, — сказала она. — Конечно, ребята в отдаленных районах, в сельской местности, где очень трудно организовать такую онлайн-подготовку, окажутся в худших условиях, чем те, у кого есть необходимые ресурсы для дистанционного обучения.

Возможно, в этой ситуации многим вузам придется снизить требования к абитуриентам, заявила Татьяна Клячко.

Хотя думаю, что в данной ситуации старшеклассники всё равно находятся в менее уязвимом положении, чем ученики младшего возраста, — подчеркнула эксперт. — Например, ребенок еще писать толком не умеет, а ему уже нужно что-то делать на компьютере. Насколько они усвоят школьную программу, пока еще не понятно.

Из-за коронавируса перенос ожидает не только ЕГЭ и ОГЭ, но и, скорее всего, сдвинутся рамки учебного года — его продлят, а каникулы перенесут, считает Ирина Абанкина.

По ту сторону монитора

С трудностями перехода на «удаленку» столкнулись и российские педагоги. Согласно опросу, 91% из них считает, что онлайн-уроки не способны полностью заменить занятия в классе, а 80% заявили, что испытывают ряд проблем.

Главными сложностями учителя назвали нехватку у детей компьютеров, отсутствие интернета с той или иной стороны, малый опыт работы в таком формате, а также многообразие платформ — они не знают, какую им лучше выбрать.

По данным опроса Аналитического центра НАФИ, две трети учителей (68%) считают, что система школьного образования не готова к переходу на дистанционное обучение. Педагоги также невысоко оценили качество электронных учебных материалов, предлагаемых для дистанционного обучения. Только 40% охарактеризовали его как «отличное» или «хорошее», 43% как «удовлетворительное» и 9% как «плохое».

Далеко не все учителя умеют работать в удаленном режиме, — отметила Татьяна Клячко. — Они в лучшем случае по электронной почте отправляют детям задания, говорят, что надо прочитать такой-то параграф, учебники или решить такие-то задачки.

Рекомендованные для дистанционного обучения платформы, добавила Ирина Абанкина, тоже изначально выполняют разные задачи.

РЭШ (Российская электронная школа), МЭШ (Московская электронная школа), «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», «Фоксворд» и прочие основные платформы были настроены на разные задачи, — сказала она. — Если «Учи.ру», например, в первую очередь предназначалась семьям и детям, то «Яндекс.Учебник» — учителям. МЭШ рассчитана не на коллективные занятия, а для частичного использования на каждом уроке или для тех, кто по болезни или еще каким-то другим причинам пропустил школу. Построить на одной платформе весь учебный процесс очень сложно.

Министр просвещения Сергей Кравцов накануне заявил журналистам, что для тех учителей и родителей, у которых нет доступа в интернет, ведомство разработало специальные рекомендации обучения на дому: чтение книг, работу с традиционным учебником, самостоятельную работу, использование мобильной связи с максимальным покрытием.

Сегодня мы проводим анализ имеющихся в школе возможностей. Разрабатываем модель, которая позволит учителю вести уроки, используя всё, в том числе дистанционные возможности, — сказал он. — Сейчас завершается полный анализ всей инфраструктуры, чтобы понимать, где ее точечно нужно улучшать, в каких населенных пунктах нужно увеличивать мощности интернета. Это очень важно для того, чтобы обеспечить адресную поддержку школам.

Кроме того, обсуждается вопрос включения телевещания в программу дистанционного образования, добавил он.

Источник: Известия

Поделиться: