Общественный совет: Об обучении вне школы

На межгрупповом заседании Общественного совета при уполномоченном по правам ребенка обсудили проблемы дистанционного образования

30 апреля состоялось межгрупповое онлайн-заседание Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка по теме «Переход образовательного процесса в дистанционный формат: проблемы и возможные пути их решения».

К участию в заседании были приглашены и представители Фонда «Разумный интернет», который входит в состав рабочей группы по информационной безопасности детей.

На встрече также присутствовали педагоги, директора школ, представители Федерального совета отцов, эксперты и просто родители, многие из которых поделились личным опытом; все они представляли разные регионы страны.

В ходе заседания обсуждались правовые аспекты дистанционного образования, связанные с этим экономические проблемы и риски для физического и психологического состояния детей, организация процесса дистанционного обучения для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также содержательная сторона процесса – проблема подготовки педагогов и контента.

Анатолий Вифлеемский, директор Центра экономики образования:  «По сути начальное и среднее образование стало платным: ни одна платформа для дистанционного обучения не включена в т.н. список социально значимых ресурсов, плюс доступ в интернет сам по себе платный.  Еще одно формальное нарушение – школа перестала выдавать детям средства обучения, которыми в нынешних условиях стали компьютеры и прочие гаджеты … Новая короновирусная инфекция вызвала не только пандемию, но и провела действительно независимую оценку качества образования в России и качества реализации образовательных программ».

Очевидно, что в нынешних обстоятельствах с проблемами столкнулись все участники процесса: учителя вынуждены адаптировать программу и методологию, родители – выполнять функции педагога, а ученики – приспособиться к функционированию в виртуальном пространстве.

Елена Ляпунцова,  председатель Лиги преподавателей высшей школы: «Детям не хватает личного общения, а ведь социум тоже участвует в воспитательном процессе…»

«…Помимо сверхнагрузки на учителей и детей важно отметить и колоссальную нагрузку на родителей: многим приходится до позднего вечера делать уроки, особенно вместе с детьми, которые учатся в начальной школе, — ученикам младших классов практически невозможно выполнять домашние задания без участия родителей. Особенно острая ситуация, если родители работают».

Тем не менее, прозвучало много мнений и о том, что не нужно бояться дистанционного обучения, технологий в целом, – важно грамотно встроить их в привычный учебный процесс и поставить гаджеты на службу образованию, не подменяя одно другим.

Наталья Яковлева, доцент Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева: «Думаю, мы придем к симбиозу дистанционного и контактного обучения. Однако для этого необходимо подготовить, прежде всего, педагога: к разработке и использованию интерактивного контента; к проектированию индивидуальной траектории обучения ребенка; к обучению детей медиаграмотности и собственному перманентному развитию в области цифровых технологий».

Общая позиция всех собравшихся – дистанционное образование не должно представлять угрозу традиционной форме.

А для этого однозначно нужен стандарт: и для дистанционного образования, и для использования информационных технологий в школах, потому что основная опасность этих новшеств – отсутствие единообразия.

Например, высказывалось мнение, что «обучение в дистанционном формате не может проходить в режиме 5-7 уроков по 45 минут»: «Обучение должно быть разбито на модули для самостоятельной работы в пределах 20 минут с добавлением некоторого количества видеоконференций.  Также необходимо менять систему контроля и мотивации».

По результатам заседания будет подготовлена резолюция с предложениями для Анны Кузнецовой, уполномоченной по правам ребенка при президенте России.

Поделиться: