Пандемия и изоляции ясно дали понять, что оградить ребёнка от гаджетов практически невозможно. Современные технологии сегодня — это и общение, и развлечение, и обучение, и даже спорт. А если оградить нельзя, то надо научить пользоваться. Как это сделать, рассказывает блогер Юлия Перевалова
Неестественная среда обитания
Современные дети вместе с нами вращаются в мире цифровой информации. В период пандемии коронавируса взрослые всего мира смогли оценить масштабы этой вовлеченности. Детская ниша невероятно технологична — от банальных развивашек до школьного образования. Вот что использует ребёнок с самых ранних лет:
- игры, занятия на планшетах и смартфонах
- мультфильмы и фильмы на YouTube
- внеурочные занятия с репетиторами и нянями через Zoom, Skype, Viber
- дистанционные школьные занятия через различные каналы связи
- компьютерные игры
- общение по видеосвязи с друзьями и родственниками
- смарт часы
- мессенджеры
- телевидение
Этот длинный список доказывает, что дети, пропорционально возрасту, окружены не меньшим количеством информации, чем взрослые. Она напрямую или фоном окружает со всех сторон. У детского мозга практически нет времени на пассивный отдых, во время которого перерабатываются полученные знания.
Дети склонны к потреблению информации в режиме binge-watching, то есть буквально к просмотру запоем, и современные алгоритмы делают всё, чтобы этому состоянию способствовать. В то же время более серьёзная онлайн-деятельность, например, учёба в школе, многим детям даётся непросто. Полагаю, это в том числе связано с тем, что с младшего возраста они относятся к технологиям поверхностно, привыкли хватать легкий контент, не прилагая усилий.
Пока мой ребёнок был слишком мал, я была очень консервативна в вопросе использования гаджетов. Но современные реалии заставили меня крепко задуматься о стороне воспитания, которая связана с технологиями. И речь идёт не о раннем развитии, а о постепенном формировании навыков, убеждений и культуры для выживания в мире бесконечной цифровой информации.
Взаимодействие с технологиями
Лучшее для ребёнка — это внимание родителей, а не гаджеты. Только так можно сформировать крепкий фундамент для дальнейших надстроек и показать истинные ценности. Жизнь, желания и время человека стоят во главе машины.
Показываю ребенку практическую пользу технологий в первую очередь
Приоритетна глубина знаний, а не широта охвата информации. Принцип легко реализуется, поскольку ребёнок задаёт вопрос за вопросом, углубляясь в тему. Важно научить его не отвлекаться.
Самоорганизация, планирование времени в сети
Стараюсь передавать инициативу ребенку, а до этого прошу его ответить на вопросы: для чего, сколько времени нужно и чем займётся потом. Вместе приходим к единому решению.
Развитие эффективного мышления, навыков работы с информацией
- отличать главную мысль от второстепенной
- отличать точные факты от мнений
- отличать аргументы от тезисов
- отличать правду от фейков
- анализировать информацию и на ее основе создавать новую
- замечать логические нестыковки
- перепроверять важные данные
С маленьким ребёнком эти принципы отрабатываются через сказки и игры. Также иногда я использую подборки из развивающих тетрадей, в том числе разработанным по ФГОС. Когда ребёнок подрастет, я буду выделять время на совместные практические «путешествия» по сети.
Важна и база знаний — фундаментальное образование, качественная литература, изучение истории, искусства, интерес к науке. Это научит ребенка видеть профессиональное мнение автора и в дальнейшем поможет понять логику рассуждений, использовать качественные материалы, распознавать ложную информацию.
Но, пожалуй, отдельно я вынесу принцип «генерировать информацию, а не потреблять». Для его реализации необходимо все что было перечислено выше. Он переводит фокус внимания ребенка в совершенно другую плоскость и словно возвышает над всей этой информационной суетой.