В условиях бесконечного потока информации и легкого доступа к ней в режиме онлайн, в процессы воспитания и образования нужно включать новые технологии
Жизнь без отрыва от гаджетов – привычная реальность детей, родившихся после 2010 года. И хотя дети-альфы (поколение А /Альфа/ — так называют тех, кто пришел на смену поколению Z) еще маленькие, вопрос их обучения уже стоит очень остро. Очевидно, что в условиях бесконечного потока информации и легкого доступа к ней в режиме онлайн, в процессы воспитания и образования нужно включать новые технологии.
Эксперты MyBuddy.ai (мобильное приложение для изучения разговорного английского языка) уже довольно давно и успешно применяют на практике некоторые инновации. Мы попросили Ольгу Синицыну, руководителя отдела обучения в MyBuddy.ai рассказать, кто такие дети-альфа и как можно удержать их интерес к урокам иностранного языка.
Дети-альфы родились с гаджетами в руках и не видели мира без интернета. Их называют поколением digital native (цифровых аборигенов): технологии для них естественная часть среды обитания, они очень рано знакомятся с онлайн-миром.
Численность поколения А, или generation glass (поколение стекла), к 2025 году будет составлять 2,5 миллиарда человек. Именно они будут расти в эпоху искусственного интеллекта. Компания Hotwire провела опрос восьми тысяч родителей с маленькими детьми и выяснила, что они уверены: раннее знакомство с технологиями поможет поколению А построить карьеру, развить навыки быстрого мышления и решения проблем. Эти дети определенно будут на ты с любыми инновациями, ведь они пожнут плоды цифровой трансформации и онлайн-революции в образовании.
Нужны ли преподаватели
Альфа-дети с пеленок используют всевозможные гаджеты, а навыки пользования YouTube получают раньше, чем начинают читать и писать. Поэтому в обучении иностранным языкам стоит использовать различные девайсы. Раз уж дети все равно рвутся к гаджетам, можно сделать этот опыт полезным.
Представители поколения А все больше оперируют только визуально-образной информацией. Концентрироваться на задании они могут лишь от 2 до 5 минут. Поэтому процесс изучения языка должен быть наполнен интерактивом. Видео, презентации, картинки, электронная доска, онлайн-сервисы – все это поможет повысить интерес к обучению. Можно предлагать ученикам искать информацию в интернете по теме урока: незнакомое слово, его произношение, история происхождения.
Однако распространенное утверждение, что в скором времени учителей в школах вытеснит искусственный интеллект, все же далеко от реальности. Машина никогда не сможет заменить живое общение с педагогом, диалог, ответственность перед учителем и остальные компоненты процесса социализации. Технологии открывают больше возможностей для учителей и репетиторов, дают новые инструменты и педагогические средства. При обучении иностранному языку оптимально комбинировать очные уроки и занятия с применением электронных средств, в том числе самостоятельные.
Эпистемический авторитет
Для образовательного процесса критически важно, чтобы ребенок чувствовал некую ответственность перед педагогом. В психологии есть такое понятие — epistemic trust (эпистемический авторитет). Это способность воспринимать информацию от другой личности как заслуживающую доверия. В данном случае это доверие, возникающее между учителем и учеником и влияющее на результаты обучения. Очень важно, чтобы педагог воспринимался как личность. Чем выше авторитет, чем важнее для учеников изучаемый предмет, тем справедливее кажутся требования и замечания учителя.
Дети добровольно идут за тем наставником, которого уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, утрачивая свой позитивный воспитательный смысл.
В младшем школьном возрасте дети признают авторитет учителя, как правило, безусловно, в силу его ролевой позиции, позже восприятие меняется. Для подростков авторитет педагога тесно связан с его личностными и профессиональными качествами: особенностями характера, знанием предмета, педагогическим мастерством и общественной активностью.
Особенно это касается детей-альфа, в мире которых не последнее место занимает репутация. Они очень тонко чувствуют фальшь, и чтобы завоевать их доверие, учитель должен быть справедливым, знающим и вдобавок технологически подкованным.
Обучение через тестирование
Принцип обучения языку через тестирование имеет большие перспективы, но пока является непривычным для всех, кто учится в обычной школе. Это методика, основанная на психологическом приеме создания условий управляемого стресса. Например, ученику дается тест, включающий задания, к выполнению которых его не готовили. При этом ребенку сообщают, что часть ответов он не знает, и дают инструменты для их поиска: учебник или выход в интернет.
В таких условиях материал учеником усваивается гораздо лучше, чем в случае обычных объяснений педагога. Эксперименты показывают, что если человек изучает что-то на неродном языке, то из-за большей концентрации внимания и усилий эти знания запоминаются лучше. Это работает, даже если текст написан трудночитаемым шрифтом: например, совсем мелкими буквами, заставляющими читателя напрягаться.
Как показал наш опыт, при организации стандартного обучения, когда ребенок изучает тему, а потом проходит проверку на предмет ее усвоения, результаты значительно ухудшаются, и дети совершенно теряют интерес.
Однако при введении принципа тестирования нужно обязательно адаптировать задания под тип учеников. Необходимо учитывать влияние эффекта желаемой сложности: задача должна быть посильной, но не слишком простой, чтобы не стало скучно.
Некоторым детям нужно постоянное соревнование на уроке, им даже приятно, когда есть стресс. Чем сильнее их нагружаешь в рамках дозволенного, тем лучше. Если этого не делать, креативность может падать, поскольку таким детям все дается очень легко. Есть даже ученики, которые любят все делать на время: чтение, запоминание, рассказ – для них это must have.
Для детей, которым сложно дается обучение, стресс, наоборот, нежелателен. Под них нужно подстраиваться и аккуратно вести к цели, показывая достижения. Как только ученик выходит на плато и показывает хороший прогресс, можно дозированно вводить стрессовую составляющую. Чтобы ребенка не испугать, не забить его желание учить язык, педагог всегда должен четко понимать, кто перед ним – advanced learner (продвинутый ученик, который стремится к достижениям) или struggling learner (ученик, у которого есть трудности в обучении).
Геймификация: за или против
По данным Statista, дети в Великобритании половину своего времени проводят за онлайн-играми. Поколение А в России не сильно отличается от зарубежного. Аудитория детского контента в Рунете, согласно исследованию Mediascope, Минсвязи и Института исследования Интернета, в 2019 году составила 59,3 млн человек. Чаще всего русскоязычные дети в Сети играют, просматривают стримы о том, как это делают другие (59%); смотрят видео (53%) и учатся: видеоуроки, лекции, мастер-классы (42%). Этот формат, как видно, уже стал привычным для подрастающих поколений. Причем у детей 8–10 лет больше, чем у других, востребованы игры (69%). Так почему бы не использовать этот факт в образовании?
Геймификация (использование наработок индустрии игр в неигровых сферах) зажигает дух соперничества, делает учебу увлекательной и потенциально может стать отличным дополнением ко всей образовательной системе. Возможно, геймификация наряду с дополненной реальностью сможет усилить интерес к получению новых знаний у «поколения стекла».
Геймификация позволяет любое действие превратить в привычку с помощью игры. Часто в играх дети имеют возможность общаться и охотно это делают, тренируя способность выражать свои мысли и навыки коммуникации, с которыми у представителей А обычно есть сложности. Сюжет хорошей игры дает участникам знания о новых культурах, научные сведения и тем самым ненавязчиво расширяет кругозор.
Классические игровые механики могут легко применяться в обучении. Из игр, например, можно перенять систему баллов и очков, переход на разные уровни сложности, организацию соревнований и даже внедрение виртуальной валюты.
Хорошим подспорьем в обучении могут стать разнообразные онлайн-программы и приложения с интерактивными заданиями и виртуальными учителями: для составления кроссвордов, создания интеллект-карт (mindmap), тренировки времен английского языка в интерактивных диалогах и тонкостей произношения. Игры задействуют максимальное количество каналов восприятия: зрение, слух и моторику. Мобильные и онлайн-приложения с игровыми механиками помогают улучшить языковые навыки в комплексе, и при этом дети не устают, потому что они просто играют, а не упорно учатся.
Уроки иностранных языков могут и должны стать необычными. Изучение лексики и грамматических правил по учебникам нередко воспринимается как скучное времяпрепровождение, особенно теми, кто рожден в цифровую эпоху. Главная цель учителей сейчас – добиться того, чтобы дети ждали каждого нового урока с большим нетерпением, чтобы каждое занятие запоминали надолго даже представители поколения А, привыкшие к постоянной смене картинок. Геймификация становится наиболее подходящим для этого инструментом, дающим возможность детям свободно экспериментировать, пробовать новое и постоянно улучшать результат.