2020 | Эссе «Онлайн-образование»

Хабарова Екатерина

Челябинская область, г. Миасс

* * *

Интернет так прочно вошёл в современную жизнь, что без него не обходится даже образование. Онлайн-обучение широко распространилось среди населения России после пандемии коронавируса.

В 2020 году из-за коронавирусной инфекции впервые за всю историю на дистанционное обучение переведены более 1,5 миллиарда учащихся школ и вузов

Во-первых: во время карантина многие люди потеряли работу и вынуждены были искать способы переподготовки с помощью интернет-ресурсов.

Во-вторых: вся общественная жизнь во время пандемии переместилась в соцсети, поэтому многие открыли для себя возможности обучения в формате вебинаров, курсов, представленных во «ВКонтакте», инстаграме или других соцсетях.

В-третьих: школьников дистанционное обучение заставило обратить внимание на возможности электронного журнала и многих форумов для образования (РЭШ, skysmart). Немалую роль сыграл обмен опытом между младшим и старшим поколением.

Таким образом, карантин открыл многие аспекты онлайн-обучения для населения России, способствовал усилению интереса общества к этой сфере обучения.

Однако онлайн-обучение существовало и до пандемии коронавируса.  Фундамент для развития дистанционного образования был заложен ещё в начале 18 века, когда Калеб Филипс изобрёл систему обучения на расстоянии. В ходе обучения ученики и учитель обменивались письмами с домашними заданиями. Этот метод широко использовался до начала 20 века, пока не было изобретено радио.

В 1922 году Государственный Университет Пенсильвании создал первый в мире образовательный канал на радио. Идею сразу же подхватили другие университеты. Таким образом, была применена первая форма онлайн-образования: прослушивание радиолекций.

В1950-е годы шло развитие формата видеолекций на телевидении. Форматы видео- и аудиолекций были применены в создании Открытого университета в Англии, работавшего со студентами из разных стран в онлайн-формате.

Позже сложилась идея преподавания онлайн-курсов через спутниковые станции, она же послужила и основой для создания интернета.

В 80-е годы начинает складываться новый вид образовательных программ в виде игр

В РФ дистанционное образование возникло 30 мая 1997 года, когда Минобразование России позволило проводить эксперименты в сфере онлайн-образования. С того времени онлайн-образование стало активно применяться и внедряться в жизнь школ и университетов.

Какие же формы онлайн-обучения существуют в наше время?

  1. Аудиоконференции — форма онлайн-обучения, созданная для голосового общения
  2. Видеоконференции, участники которых могут видеть друг друга на экране
  3. Чат-занятия, в процессе которых участники могут обмениваться текстовыми сообщениями
  4. Веб -занятия
  5. Телеконференции — форма онлайн-обучения, разработанная на основе метода «Природного процесса обучения». Она подразумевает работу над текстовым заданием, выполнение упражнений на аудио- и видеоносителях с дальнейшей проверкой заданий и выставлением оценок наставником. Основной формой связи между учеником и наставником в данной форме является электронная почта
  6. Игровой формат-это форма обучения, осуществляемая с помощью специальных программ. Такой формат больше подходит детям и подросткам
  7. Телеприсутствие — это формат обучения, который позволяет детям с ограниченными возможностями присутствовать в школе, слушать учителя и общаться с одноклассниками, управляя роботом, при этом оставаясь дома. Такая форма обучения только начинает разрабатываться
  8. Радиоформат — этот вид онлайн-образования постепенно устаревает и уходит в прошлое из-за появления современных альтернатив — видео- и интернет-ресурсов. Возродить популярность радиоконтента стараются с помощью подкастов с различным аудиооформлением, однако этот способ всё равно менее популярен, чем вышеперечисленные форматы обучения.
  9. Курсы. Если же говорить об обучении в рамках какого-либо курса, то существует три способа его проведения — живое, самообучение с контролем и смешанный способ. Живое обучение проводится в виде вебинаров, чатов, или живых встреч с трансляциями. В ходе самообучения человек пользуется информационной библиотекой и выполняет определённые задания, которые позже отправляет на проверку специалист. Но чаще всего встречается смешанное обучение, которое включает в себя как чаты, так и выполнение заданий. Преимущество курсов состоит в том, что человеку не нужно самостоятельно создавать учебный план и находить информацию, за него уже всё подобрано и решено, также зачастую курсы включают в себя обязательную сертификацию, что также немаловажно. Но курсы в основном платные, поэтому такой формат обучения могут позволить себе немногие.

На самом деле, в интернете очень много бесплатных и интересных курсов, которые, однако, вряд ли вас найдут. Причина в том, что интернет невероятно велик. В наше время существует невообразимое множество всяческих соцсетей и сайтов, о существовании которых не знает 99% людей. Из-за неосведомлённости специалистов о способах распространения информации про свой курс, неумение продвигать его в интернете, многие прекрасные работы зачастую никто не видит. Поэтому важно мониторить не только соцсети, которые вы чаще всего посещаете, но ещё и стараться чаще искать информацию в открытом поиске.

Поделиться: