Компьютерная игра никогда не скажет ребенку: «Садись, два»

Как видеоигры становятся для современных детей инструментом саморазвития, обучения и социализации и как включение принципов игрового дизайна в практику современного педагогического дизайна смогло бы многое сделать для того, чтобы повысить и уровень образовательных результатов, и упростить воспитательную работу школы

Игровые результаты – успехи и неудачи в равной степени – позволяют ребёнку (а в действительности – игроку любого возраста) потренироваться в оценке собственных действий, пересмотре стратегий и тактик поведения, выявлении своих сильных и слабых сторон.

Так, например, игры серии Civilization предоставляют игроку в конце партии десятки таблиц с подробной статистикой, отражающей не только его игровой прогресс, но и позволяющей сравнить его игру с результатами и динамикой развития оппонентов. И даже в куда более динамичных жанрах (таких как игры серии Battlefield и Call of Duty, представляющие собой военные стрелялки от первого лица) игроки могут рассчитывать на подробную и полезную информацию о собственных успехах и неудачах.

Игры предоставляют игроку многие инструменты, необходимые для самоанализа: объективные статистические данные, возможность посмотреть повтор игрового момента и, что важнее всего, неограниченные попытки добиться успеха.

Инструменты, без которых невозможно представить себе достоверный анализ никакой деятельности.

Инструменты, о которых в школе ребёнку, к сожалению, остаётся только мечтать.

Но самоанализ бесполезен без практического внедрения его результатов.

Именно в играх дети находят полигон для бесконечных экспериментов с новыми стратегиями и тактиками. Зная, что никакое поражение не может быть окончательным, подросток смело пробует новое.

Поражение от руки компьютерного противника становится поводом для ребёнка задать себе самые важные вопросы: «Что я сделал не так?», «Где в мои планы закралась ошибка?», «Правильно ли я оценил ситуацию?» и «Как мне изменить своё поведение, чтобы добиться успеха?». Некоторые игры смогли превратить поражение в буквальный строительный материал будущих наград: игра Super Meat Boy, знаменитая своей зубодробительной сложностью, награждает игрока за победу монтажом из всех его предыдущих неудачных попыток, и чем больше было таких неудач – тем зрелищнее получится монтаж. Игра никогда не скажет игроку: «Садись, два» – после такого приговора ни о каких экспериментах речи идти уже, конечно, не могло бы.

Включение принципов игрового дизайна в практику современного педагогического дизайна смогло бы многое сделать для того, чтобы повысить и уровень образовательных результатов, и упростить воспитательную работу школы.

Живой педагог во всех отношениях сильнее и полезнее компьютерной программы, и при должной подготовке способен сделать для ребёнка несравнимо больше, чем любая видеоигра – но эта подготовка не появится сама собой. Она может появиться не раньше, чем педагогическая общественность по-настоящему увидит и распознает образовательный потенциал компьютерных игр.

Игровая среда, как любая среда, и учит, и воспитывает. Воспитывает людей целеустремлённых, изобретательных, творческих и общительных.

Вооружённый привычкой к самоанализу и самосовершенствованию, подросток сможет штурмовать стены взрослости с той же смелостью и уверенностью, с которыми он штурмовал игровые крепости и покорял виртуальные вершины.

Автор: Илья Заславский, эксперт геймификации образования, учитель обществознания

Источник: Вести образования

Поделиться: