О роли библиотек в повышении цифровой грамотности детей и создании позитивного онлайн-контента говорили на всероссийской видеоконференции, которая прошла в рамках Недели безопасного Рунета
4 февраля в рамках Недели безопасного Рунета, которая в 2021 году проходит с 3 по 10 февраля, состоялась Всероссийская видеоконференция «Вместе за семейный интернет: роль и возможности библиотек». Организатор – Российская государственная детская библиотека (РГДБ). К участию в мероприятии были приглашены и представители домена Фонда «Разумный интернет».
В конференции приняли участие более 2,5 тысяч специалистов из учреждений культуры и образования из 79 российских регионов. За первые сутки запись прямого эфира просмотрели более 3,5 тысяч раз.
Открывая пленарное заседание видеоконференции, заместитель директора РГДБ по науке и издательской деятельности Ольга Мезенцева подчеркнула, что даже в тяжелый 2020 год именно библиотеки оказались главными создателями позитивного контента, организовав для детей и подростков множество мероприятий, приобщающих их к чтению и повышающих медиаграмотность.
Советник директора РГДБ Наталья Аракчеева рассказала о росте интереса детско-подростковой аудитории к рекомендательному ресурсу «Вебландия. Лучшие сайты для детей», особо подчеркнув всероссийский статус ресурса, поскольку наполнением, отбором и модерацией сайтов занимаются эксперты из региональных библиотек по разработанным специалистами РГДБ критериям. А также напомнила, что до 14 марта принимаются работы на семейный конкурс видеороликов «Путешествие по Вебландии».
Пленарное заседание продолжилось выступлениями экспертов в сфере интернет-безопасности и медийно-информационной грамотности и представлением результатов актуальных исследований. Так, Павел Рабинович, заместитель директора Школы антропологии будущего Института общественных наук РАНХиГС, рассказал о требованиях к современной школе – внедрять обучение инновационной деятельности, а не действиям по алгоритмам. Елена Рассказова, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, отметила, что подростки 12-17 лет проводят онлайн значительную часть своей жизни, существуя в т.н. «совмещенной» реальности, легко переключаясь с онлайн-активности на офлайн.
Татьяна Новикова, менеджер проектов Фонда «Разумный интернет», выполняющего функции администратора домена.ДЕТИ, рассказала о миссии и ключевых проектах домена .ДЕТИ. Все сайты с адресом в домене .ДЕТИ подключены к системе мониторинга, которая позволяет находить и оперативно устранять уязвимости, а также негативный контент, появившийся на страницах сайтов. Таким образом, ресурсы в .ДЕТИ всегда остаются безопасными и комфортными для использования.
Татьяна также представила десятку лучших сайтов в домене .ДЕТИ. Среди них, например, ресурсы РГДБ: Библиотека.дети – электронное представительство главной детской библиотеки страны, Библиогид.дети – рекомендательный ресурс для выбора детских книг, Веб-ландия.дети – каталог лучших образовательных, просветительских и развлекательных ресурсов для пользователей с самого раннего возраста.
Продолжением программы видеоконференции стала Дискуссия «Переходим в онлайн: обеспечение безопасности на мероприятиях с детьми», в рамках которой эксперты в сфере интернет-безопасности и создания позитивного, развивающего контента для подрастающего поколения обсудили с представителями библиотечного сообщества актуальные вопросы, возникающие при переносе традиционных мероприятий для детско-подростковой аудитории в онлайн-формат, в том числе связанные с интернет-безопасностью.
Ведущей дискуссии выступила Виктория Бунчук, руководитель социальных проектов Координационного центра доменов .RU/.РФ. Она также представила два проекта Координационного центра: «Доменный патруль», объединяющий организации из отрасли ИБ, на сайте проекта доступны инструкции на случай столкновения с интернет-угрозами, а также телефоны Горячих линий по приему сообщений о противоправных действиях в сети; второй проект – «Изучи интернет – управляй им», это интерактивный портал для школьников и студентов, на котором с помощью игр можно узнать устройство цифровых технологий, стать опытным интернет-пользователем и научиться безопасному серфингу в сети.
Ведущий веб-контент–аналитик «Лаборатории Касперского» Андрей Сиденко, открывший дискуссию, представил выводы из исследования «Дети в цифровом мире». По данным на 2020 год, в начальной школе почти у 86% детей есть свой смартфон или планшет, а к 11-14 годам у 99% (в прошлом году этот показатель составлял 97%); в итоге доля тех, кто не может обойтись без гаджетов, по ответам самих детей, составляет 82%. Чаще всего дети выходят в сеть, чтобы смотреть видео, играть, общаться с друзьями, для учебы гаджеты используются ими гораздо реже (5 место рейтинга). Риски, с которыми они сталкиваются чаще всего связаны с использованием социальных сетей: знакомство с новыми людьми (признались 46% опрошенных), встреча с ними в реальности (37%), минимум приватности (дети размещают на своих страницах номер школы, в которой учатся, номер мобильного телефона, фото с обстановкой квартиры, указывают геолокацию).
Чтобы сделать пребывание детей в сети более безопасным, посоветовали Андрей Сиденко и Урван Парфентьев, координатор Центра Безопасного Интернета в России, необходимо использовать не только технические средства (антивирус, программы «родительского контроля»), но элементы просвещения, в том числе силами родителей, которые могут научить своих детей безопасному поиску и критическому отношению к информации в сети, защите своих персональных данных.
В дискуссии также приняли участие представители самарской, петербургской и нижегородской библиотек – участников Всероссийского конкурса библиотечных проектов и программ по приобщению детей к чтению «Чтение детей в цифровой среде». Они рассказали, насколько удачным был их опыт перехода онлайн, какие инструменты использовались ими для организации мероприятий в виртуальном пространстве, а также какие меры принимались для защиты детей и подростков – участников этих мероприятий.