Смарт-школа: мечта или реальность

По мнению профессора Института образования НИУ ВШЭ Александра Уварова – это организация, которая легко преобразуется и переходит в новое состояние по мере того, как меняется окружающая среда. Такая школа обеспечивает не только развитие каждого ребенка и педагога, но и местного сообщества, запуская новые виртуальные и социальные проекты.

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялся открытый семинар на тему «Цифровое обновление образования: на пути к смарт-школе». С основным докладом выступил профессор Института образования НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Института кибернетики и образовательной информатики им. А.И. Берга ФИЦ ИУ РАН, доктор педагогических наук Александр Уваров. Доклад был посвящен проблемам процесса освоения школой персонализированной модели обучения.

От рутинной компьютеризации до смарт-школы

Следует отметить, что еще в середине 1970-х годов Уваров доказал неизбежность широкого проникновения компьютеров в образование. В середине 1980-х (после принятия программы внедрения информатики и средств вычислительной техники в среднем образовании) ученый участвовал в её осуществлении в качестве начальника управления информатики Минпроса СССР. Вместе с академиком А.П. Ершовым он работал над первой концепцией информатизации образования. Кроме того, Александр Уваров – автор и соавтор научных работ и книг – таких, как «Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра», «Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие», написанная совместно с А.Г. Асмоловым, А.Л. Семеновым.

Иными словами, это человек, не понаслышке знающий об этапах цифрового обновления, или цифровой трансформации (сокращенно ЦТ) образования в России, о которых он рассказал в своем выступлении. Их всего четыре.

  • Первый, начальный – технологический, когда происходит процесс компьютеризации – оснащение школ оборудованием для решения рутинных задач и обучения цифровой грамотности.
  • На втором этапе осуществляется ранняя информатизация – применение ЦТ для изучения школьных дисциплин.
  • Третий уровень – поздняя информатизация, который характеризуется обновлением учебной деятельности, когда ЦТ и интернет внедряются в образовательный процесс.
  • Наконец, четвертая, высшая стадия – это цифровое обновление школы, которое связано с изменением целей и содержание обучения, образовательной среды, учебного процесса, управления образовательной организацией и всей системой в условиях развивающейся цифровой среды.

На данном этапе уже можно говорить о смарт–школе. В понимании Александра Уварова – это организация, которая легко преобразуется и переходит в новое состояние по мере того, как меняется окружающая среда. Такая школа обеспечивает не только развитие каждого ребенка и педагога, но и местного сообщества, запуская новые виртуальные и социальные проекты.

«Ростки позитивных изменений недостаточно различимы»

На каком этапе находятся сегодня российские школы? По результатам мониторинга цифровой трансформации школьного образования, проведенного НИУ ВШЭ весной 2021 года, 12% школ находятся на стадии компьютеризации, 43% – на ступени ранней информатизации, 27% достигли уровня поздней информатизации.

К цифровой трансформации готовы приступить только 18% школ. Однако, как отметил Александр Уваров, по объективным данным этот показатель еще ниже – 1,5–2 процента.

Другой мониторинг НИУ ВШЭ, проводимый параллельно с выше упомянутым, был связан с оценкой информационной и коммуникационной компетентности выпускников 9-х классов. Результаты исследования тоже оказались неутешительными: только 3,5% учащихся находятся на продвинутом уровне, а у большинства эти навыки развиты очень слабо. Преобладающий уровень компетентности – ниже базового (то есть ниже удовлетворительной оценки). Базовый уровень демонстрируют менее трети учащихся.

По мнению Александра Уварова, это очень тревожная ситуация, поскольку она свидетельствует в том числе о низком уровне критического мышления, о неумении отличать лживую информацию от достоверной.

«Очень важная часть работы – овладение мягкими навыками – коммуникации, кооперации, поддержания диалога. Эти техники методически хорошо отработаны, но у педагога массовой школы нет возможности полноценно их применить. Есть много разных заделов, для того чтобы продвигаться вперед, но почему-то эти ростки позитивных изменений недостаточно различимы», – с сожалением отметил Александр Уваров.

Видимо, большинство массовых школ выбрали инерционный, а не трансформационный сценарий развития, который по определению не ведет к цифровому обновлению.

«Когда учишь других – учишься сам»

И все же есть примеры, которые вселяют надежду. 10 лет назад школа № 550 Санкт-Петербурга приступила к апробации персонализированно-результативной модели обучения. За это время здесь многое изменилось: учебная программа, методики работы, цифровая образовательная среда. Повысились образовательные результаты детей, выросли их ответственность и организованность, формируются мягкие навыки, решена проблема перегрузок, выросла привлекательность школы для детей и родителей.

Путь к решению этой задачи был непростым. Школа столкнулась с целым рядом трудностей, связанных прежде всего с дефицитом качественных методических материалов и поддержкой непрерывного профессионального развития педагогов и администрации. Но главная задача заключалась в том, чтобы дать эффективный инструмент не учителю, а ученику. И таким инструментом стал робот, Только если в обычной практике он используется в качестве «учителя», который подсказывает ребятам, какие они допустили ошибки и как надо правильно действовать, то в 550-й школе методом проб и ошибок пришли к пониманию того, что дети должны учить робота.

«Когда учишь других – учишься сам. Робот – это модель ученика, который не умеет ничего. Он видит, смотрит, разговаривает, но не умеет участвовать в групповой работе, не умеет складывать в столбик, не умеет складывать обыкновенные дроби. Давайте его учить. Понизим барьер между учителем и учеником в том, что ученик станет тоже немножко учителем. Как только он станет немножко учителем, он сам будет учиться и будет определять, что у него не так», – рассказал заместитель директора школы № 550 Центрального района Санкт-Петербурга Григорий Водопьян.

О вечных вопросах и непреодолимых рисках

«Я думаю, что замечательная роль Александра Юрьевича состояла в том, что он ставил перед нами такие вечные педагогические вопросы – например, тот же самый вопрос персонализации, который для нас во многом связан с технологиями», – подчеркнул академик РАН и РАО, директор Института кибернетики и образовательной информатики им. А.И. Берга ФИЦ ИУ РАН Алексей Семенов.

По его мнению, «возможность реализации этих вечных ценностей образования – самостоятельность учащегося, эффективность его учебной работы и т.д. – во многом зависит именно от того, какие средства мы даём в руки этого учащегося, и каким образом мы проверяем результат достижения того или другого».

«Предлагаем ли мы на ЕГЭ по иностранному языку или государственной аттестации за 9-й класс ребёнку писать свой текст на английском языке с помощью компьютера? А если мы предлагаем ему писать с помощью компьютера, то разрешаем ли мы компьютеру считать, сколько слов написал ребёнок и не превысил ли он пределы заданного лимита в 250 слов? А если мы это разрешаем, то разрешаем ли мы использовать программы орфографического контроля в английском языке? А если мы это разрешаем, то почему мы это не разрешаем в русском языке и т.д. Мне казалось, что именно движение по этому измерению и определяет во многом возможность построения школы XXI или XXII века», –подчеркнул Алексей Семенов.

Заслуженный профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина обратила внимание на те риски, которые несет цифровизация школы и общества. Если около 20 лет назад лишь малая часть учителей использовала мессенджеры и соцсети для общения с учениками и родителями, то теперь это стало повальным явлением. Таким образом, возникают риски разрушения приватности, которые «при всей необходимости персонального обучения именно эту персональность сегодня атакуют со всех сторон, подвергая её стрессам, перегрузкам и иногда переходят границы идентичности».

Александр Уваров согласился, что такая опасность существует. По его мнению, беда заключается в том, что школа не предотвращает те риски, которые несёт в общество информатизация, и это отдельная большая проблема. Он выразил надежду, что в НИУ ВШЭ будет проведено исследование на эту тему.

Источник: Ольга Дашковская, Вести образования

Поделиться: